Ярославль посетил доктор психологии чешского университета Массариса из города Брно, профессор Владимир Смекал. Он приехал по приглашению доцента Ярославской медицинской академии Владимира Урываева для того, чтобы обсудить проект, который в течение 12 лет одновременно проводят шесть европейских стран - Великобритания, Чехия, Украина, Словакия, Россия и Греция. Исследование, которое проводится на стыке двух отраслей - медицины и образования - носит название «Европейское лонгитудиальное исследование беременности и детства» («ELSPAC») и рассчитано на 40 лет. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в медакадемии.
Суть исследования заключается в том, что в каждой стране делается выборка из 6 тысяч детей 1992 года рождения, за которыми устанавливается наблюдение специалистов с момента беременности матери. Первые три анкеты, составленные врачами, психологами и педагогами, заполнялись родителями будущего ребенка в период 20 недель беременности, затем в возрасте новорожденного 6 недель, 6 и 18 месяцев, в 3 года, и дальше регулярно, пока испытуемым не исполнится 40 лет. По мере взросления ребенка и его вхождения в социум, к участию в этом исследовании подключаются учителя, врачи, а также и сам ребенок, который, придя в сознательный возраст, отвечает на поставленные специалистами вопросы.
Глобальная цель этого сорокалетнего исследования - проследить, как изменяется генотип человека под влиянием жизненных обстоятельств. Под понятием генотип в науке подразумевается уникальное сочетание мужской и женской клеток, которое образуется в момент зачатия и формирует уникальную личность. Генетики считают, что данный генный код создает неповторимое единство, как бы программу, по которой человек впоследствии развивается в течение всей жизни. Долгое время считалось, что эта программа не меняется, и оказывает значительное влияние на те или иные поступки человека. Однако, по теории профессора Смекала, помимо генов существуют еще и так называемые «мемы», которые дают даже «генетически неблагополучному» ребенку шанс на хорошее будущее.
«Если ген - это биохимическая единица наследственности, то мем - это биохимическая единица опыта, - объяснил корреспонденту ИА REGNUM Владимир Смекал, - Данные многих исследований показывают, что темперамент и одаренность того или иного человека, примерно на 60 процентов генетические и 40 процентов обусловлены влиянием среды. Характер и способности, которые вырастают на определенном темпераменте и одаренности - это и есть данные, которые сформированы в виде мемов. Они, как правило, закладываются в первые шесть лет жизни ребенка, и становятся также как и генотип, своего рода уникальным кодом, сформированным социальными условиями. Например, мы заметили, что при искусственном вскармливании, на ребенка очень сильно влияет то, каким образом его держит мать при кормлении. Если он лежит один и сам держит в руках бутылочку, то больше вероятности развития в нем впоследствии агрессивности, замкнутости и других отрицательных черт характера. Если же при кормлении мать прижимает его к груди, как и при грудном вскармливании, то в этот момент идет развитие положительного потенциала личности. Очень сильно влияет на формирование и развитие ребенка отношение отца к матери. Спокойная или нервозная обстановка в семье обуславливают дальнейшую благоприятное или негативное развитие личности ребенка. Не так давно исследования, которые провели австралийские ученые, опровергли мнение о предопределенности человеческой судьбы. Полученные ими данные показывают, что если ребенок с определенным генофондом в подростковом возрасте встречается с огромным жизненным кризисом, например - смерть отца, переселение, тюремное заключение отца, то его генетическая структура меняется настолько, что впоследствие у его детей образуется уже другой генофонд. Поэтому, когда педагоги говорят родителям «неблагополучного» ребенка: «Что вы хотите. Он таким родился! Из него не будет толку!», они в корне неправы, потому что возможности человека необычайно широки, и необходимо дать шанс будущему каждого ребенка, каким бы на первый взгляд «неперспективным» он бы не казался. В этом и заключается цель нашего исследования, на основе которого и в течение его, и по завершении, через 28 лет, мы хотим дать рекомендации педагогам, психологам и врачам, как «вытаскивать» положительный потенциал ребенка и нивелировать его отрицательный генотип».
Ярославль - единственный город в России, который участвует в этом исследовании. За 12 лет, пока оно проходит, собраны уникальные данные о жизни и развитии почти 6000 ярославцев, которым сейчас исполнилось 12 лет. Правда, в связи с реорганизацией Министерства здравоохранения, финансирование этой программы, которое проводилось из федерального центра, прекратилось, и уникальную базу данных, полученную в ходе анкетирования и исследований, сейчас нет возможности обработать.
«Наш опыт интересен как западным коллегам, которые участвуют в аналогичном проекте, так и нам самим, - говорит Владимир Урываев, - если бы мы сумели обработать полученные данные, мы могли бы сделать очень интересные выводы для Ярославля и Ярославский области. К примеру, мы могли бы сказать, какова будет структура рабочей силы через 10 лет, какова перспектива криминальной обстановки в области, каков наш научный потенциал и так далее. Сейчас мы намерены создать фонд и попробовать профинансировать этот проект с помощью частных лиц. Мы думаем, что состоятельные жители Ярославля, которые участвуют в большом бизнесе и владеют крупными промышленными предприятиями, были бы заинтересованы в получении этой ценной информации в той же кадровой области. Сейчас мы ищем возможность вывести это исследование на уровень мировых стандартов. И надеемся, что Россия не выпадет из этого проекта, найдутся у нас просвещенные люди, которые поддержат исследование на благо будущих поколений».