
В редакцию всё чаще поступают письма от многодетных матерей из Ярославской области, которые просят вернуть мобилизованных мужей домой. Много вопросов от семей, в которых общих детей один или двое, а остальные — от предыдущего брака. В военкоматах зачастую не учитывают того факта, что отец содержит всех детей как своих.
В такой ситуации оказалась Татьяна Александрова из Рыбинского района. Ее мужа — 29-летнего Владимира Солдаткина забрали в учебный центр 10 октября. Семья воспитывает троих детей — старшему сыну 8 лет, среднему 5, а дочка у пары родилась совсем недавно, малышке всего 3 месяца. Женщина осталась без помощи с грудным ребенком на руках. К тому же у ее дочери диагностировали врожденное заболевание.
«Расписались после мобилизации»
Татьяна и Владимир вместе около четырех лет. Они познакомились после того, как у Тани не сложился первый брак. На тот момент у нее уже было двое детей. Владимир принял их как родных. Пара решила расписаться, когда узнала о том, что в семье ожидается пополнение — Таня была беременна третьим ребенком.
— Но расписаться пришлось позже, так как беременность была сложная, и я часто лежала в больнице на сохранении. Мы сделали это уже после того, как мужа мобилизовали — 20 октября, — рассказала женщина.

После росписи Татьяна отнесла на замену удостоверение многодетной семьи — чтобы туда вписали Владимира. Сама женщина сейчас в декрете и деньги в семью приносил именно муж.
— 19 октября вышло указание генштаба РФ об отсрочке для граждан, на иждивении которых трое несовершеннолетних детей. Моя семья подходит под этот пункт. Распоряжение есть, а алгоритма действия к нему нет. Военкомат ссылается на училище, училище ссылается на военкомат. Я оббила уже все пороги: областную военную прокуратуру, военкомат, заявления везде написаны от моего лица и от лица супруга. Отсчет идет на считанные дни, в буквальном смысле часы, скоро его увезут в зону боевых действий. И мы останемся без сильного мужского плеча, — сокрушается Татьяна.
«Я за маму и за папу»
Семья живет в деревне Рыбинского района, а старший ребенок ходит в городскую школу. Туда его по утрам отвозил Владимир. У самой Татьяны нет такой возможности.
— Ребенок ходит в школу в другой район, его всегда отвозил муж, так как у нас свое хозяйство, он не был устроен официально на работу. Среднего ребенка тоже отводил и забирал муж из садика, я нахожусь в декретном отпуске. Теперь я с грудным ребенком на руках осталась дома и на хозяйстве за всех: и за маму, и за папу. У меня детям пришлось бросить секции, — рассказала Татьяна. — Здесь ходят автобусы, но как я буду отправлять восьмилетку одного по темноте? Это страшно. В финансовом плане я добивалась от бывшего мужа алиментов через суд. Он тоже никак не помогает ни мне, ни детям. Мой муж сейчас является единственным кормильцем.
Родственники не могут помочь Татьяне. Ее мать — пенсионерка и вышла на работу незадолго до начала частичной мобилизации.
— А у матери мужа проблемы со здоровьем после инфаркта. Каким образом она сможет нам помогать? — задается вопросом Татьяна.
«У дочери порок сердца»
Проблемы со здоровьем есть не только у мамы Владимира. У самой Татьяны и ее трехмесячной дочери Миланы диагностировано врожденное заболевание. Но документально инвалидность не оформлена, поскольку в обоих случаях операция не требуется.
— У меня и у дочери порок сердца. На это тоже никто не обращает внимания. Я пытаюсь добиться того, чтобы была созвана комиссия и моего мужа отпустили домой. Я одна со всем не справлюсь, — объясняет Татьяна. (В распоряжении редакции есть документы, подтверждающие диагноз Татьяны и ее дочери. — Прим. ред.).

«Каждый случай рассматриваем индивидуально»
О том, что отцы троих и более детей освобождены от мобилизации, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин 19 октября. Эту информацию подтвердили в Центре содействия необоснованно мобилизованным при ярославском Общероссийском народном фронте.
По имеющимся данным ярославского оперштаба по мобилизации, по домам распустят и тех многодетных отцов, которых уже успели мобилизовать и переправить в учебные центры.
— Если мужчину уже забрали в учебную часть, то можно обратиться либо ему самому, либо его супруге в призывную комиссию по месту жительства. При этом необходимо предоставить свидетельства о рождении или об усыновлении детей. Документ поступает в училище, мобилизованного отпускают домой, — сообщили в оперштабе. Правда, информацию о сроках, в которые такие мобилизованные должны вернуться домой, пока не уточнили.
В ярославском оперштабе по частичной мобилизации разъяснили, как возвращают домой тех, кто содержит троих детей, но официально является отцом лишь одного или двоих.
— Мы персонально разбираемся по каждому случаю. У нас уже была такая ситуация, когда было принято отменить решение призывной комиссии и мужчину вернули домой. Также уже поступило официальное распоряжение о том, что многодетным отцам положено право на отсрочку. Далее мы отталкиваемся от их желания, поскольку есть те, кто решает остаться добровольно, — сообщили в оперативном штабе по частичной мобилизации в Ярославской области порталу 76.RU.
Подобные истории в Ярославской области сейчас не редкость. После того как часть резервистов уже доставили в учебные центры, семьи некоторых из них уверяют, что мужчины попали под мобилизацию по ошибке. Многодетные матери остались без поддержки после того, как у них забрали мужей. Мы рассказывали историю жительницы региона, которая отчаялась увидеть мужа дома, но ей удалось его вернуть.
В это время сами мобилизованные из Ярославля откровенно рассказали об условиях, в которых их содержат. Среди них есть довольно резкие отзывы.