Каждый ярославец хоть раз задумывался, как бы провести выходные. Бывает такое, что хочется посмотреть что-то новое, культурно обогатиться, а не просто слоняться по набережной в разные стороны. Например, пойти на выставку! Мы решили по-новому посмотреть на ярославские музеи, изучив самые большие и самые маленькие, самые дорогие и самые уникальные экспонаты.
Оценить стоимость таких произведений практически невозможно: слишком древние и уникальные реликвии. Но вы можете пофантазировать и представить, насколько это дорого.
Искать самые-самые мы отправились в Митрополичьи палаты, которые входят в состав Ярославского художественного музея. Кажется, на выставке в историческом здании на Волжской набережной собрана вся ярославская древность, в качестве постоянной экспозиции здесь представлены иконы. Многие из них были вывезены из разрушенных в советские годы церквей.
Пережила монгольское нашествие
Икона «Спас Вседержитель» забирает сразу два титула. По мнению сотрудников музея, это и самое древнее произведение, и самое ценное. Икона была создана в начале XIII (тринадцатого века. — Прим. ред.), когда Ярославль был молод.
— Самый ранний и самый ценный экспонат — это «Ярославский Спас». Без него никак, — рассказала научный сотрудник музея Екатерина Макарова. — Оно самое ценное и в нашем собрании, и в собрании ярославских музеев. «Спас Вседержитель» — это одна из 20 русских домонгольских икон. Это «элита древнерусских памятников».
Икона хранилась в Успенском соборе Ярославля до момента его разрушения в 1937 году.
— По преданию, это семейная икона первых ярославских князей, это княжеская домовая икона, которая стояла сначала при гробах в соборе, в княжеской усыпальнице, а потом ее перенесли в основное пространство храма. У нее легенда о принадлежности к княжеской семьи, святых братьев Василия и Константина, которых в XVI веке канонизировали. Это городская реликвия. Это редкость, что у такой древней иконы есть еще и история происхождения, что известно, кому она принадлежала, — рассказала Екатерина.
История ярославского «Спаса» имеет трагичный поворот. В собрание музея икона перешла в XX веке. Она чудом сохранилась. Напомним, после революции 1917 года большевики развернули антирелигиозную кампанию и решили разрушать церкви. Под уничтожением были не только здания, но и внутренние интерьеры.
— Нам повезло, что в Ярославле работало отделение Центральных реставрационных мастерских, которые взяли на себя смелость брать иконы из храмов на реставрацию в тот момент, когда было понятно, что они либо погибнут под обломками, либо будут разворованы или использованы под древесину. Наш фонд сформирован из того, что специалистам реставрационных мастерских удалось сохранить от разрушения, — рассказала Екатерина. — Все люди, которые этим занимались, позже попали под следствие по делу ярославских краеведов, многие были расстреляны.
«Фактически они спасали ярославскую иконопись. Все они заплатили своими головами»
Согласно данным «Яркипедии», следствие по делу о ярославских краеведах началось в 1930-х годах, тогда на ярославское краеведческое движение обрушились репрессии.
— То, что «Спас Вседержитель» — шедевр, нам сказал Игорь Эммануилович Грабарь, который после революции ездил с экспедицией по старорусским городам. У него была задача — выявить самые ценные памятники. Он был в Ярославле и, конечно, оценил это как абсолютный шедевр. Его уже в 1919 году отреставрировали, и икона попала в музей даже раньше, чем собор взорвали. Уже потом выяснилось, что правильно и сделали, что изъяли, потому в 37-м году всё взорвали.
Икона, которая расскажет об истории
Одной из самых больших по размеру икон считается «Преподобный Сергий Радонежский с житием "Сказанием о Мамаевом побоище"».
— На глаз, я бы сказала, что это Сергий Радонежский с Куликовской битвой. Они все хороши в разряде не только самого крупного размера, но и в разряде большой редкости, — рассказывают в музее. — Тут иллюстрируются, помимо жития Сергия Радонежского, события из русской средневековой истории, в которой он так или иначе принимал участие.
Она создавалась в три этапа по трем литературным источникам. Установлено, что над иконой работали московский и ярославский мастера. Они иллюстрируют житие Радонежского.
Икону спустя время дополнили новым сюжетом, присоединив еще одну доску. На этом кусочке появилось детальное изображение Куликовской битвы. По словам научного сотрудника, в иконописи этот древний сюжет так детально больше никто не изображал.
Куликовская битва, или «Мамаево побоище», согласно Большой российской энциклопедии, — это средневековое сражение, которое произошло 8 сентября 1380 года на Куликовом поле между объединенными русскими войсками под руководством московского князя Дмитрия (после этой битвы его прозвали Донским) и войском части Золотой Орды под руководством военачальника Мамая. Битва завершилась победой русских князей. Это событие сыграло важный этап в восстановлении единства Руси и свержению ига. Согласно преданию, Сергий Радонежский убедил русский князей объединиться и помогать князю Дмитрию. Также Сергий предрек Дмитрию победу в битве и спасение от смерти.
— Такое обилие сюжетов нигде больше не встречается. Битва Куликовская на поздней наделке — единственная в русской иконописи. Это поздняя доска, которая была добавлена к иконе, и расписана на сюжет о сказании о Мамаевом побоище, — добавила Екатерина Макарова.
Реликвия из драгоценного дерева
Самым небольшим экспонатом мы признали — «Распятие с клеймами страстей Христовых», конца XVII века (семнадцатого века. — Прим. ред.). Распятие — то есть вырезанный из дерева крест, заключен в рамку с сюжетами из жизни Иисуса Христа.
— У нас есть икона «Распятие с клеймами страстей Христовых». Центральная часть — резное дерево с распятием, она, как называют, паломническая реликвия. Выполнено из драгоценного дерева, может быть, это кипарис, который был привезен в Ярославль. И потом для этой маленькой реликвии заказали специальную икону со страстями. Это врезок в иконе, поскольку это распятие они выбрали в качестве изображения клейма страстей — от Тайной вечери до Воскресения. Сделали такую живописную раму для реликвии, — рассказали в музее.
Выражаем благодарность за помощь в создании материала Ярославскому художественному музею и Екатерине Макаровой.