Дорожный фонд Ярославской области составляет в этом году более четырех миллиардов рублей. Это на 2,2 млрд больше, чем в прошлом году. Но, во-первых, этих денег не хватит, чтобы хоть как-то решить проблемы дорог края, а во-вторых, эти деньги надо еще собрать.
Дорожные фонды, повсеместно ликвидированные несколько лет назад, вновь восстановили. Выяснилось, что у семи нянек дороги разрушаются гораздо быстрее, а ремонтируются гораздо медленнее. Теперь «нянька» у дорог будет одна, ей дадут в два с лишним раза больше, чем в прошлом году, а потратить их они смогут, согласно новому закону, на содержание, ремонт и реконструкцию дорог региона. Однако в недавно принятый закон «О дорожном фонде Ярославской области» уже необходимы поправки. Их на заседании рабочей группы обсуждали депутаты областной думы. Главным образом поправки касаются источников финансирования и распределения полученных средств.
Дорожный фонд формируется главным образом из двух источников: акцизов на бензин и транспортного налога. Увеличение доходной части в два с лишним раза потребует дополнительных усилий по сбору средств. Что касается акцизов, то они традиционно занимают второе место по сборам в областной бюджет и дают большую часть доходов.
Куда меньше приносит транспортный налог. Его уплачивают физические и юридические лица – владельцы автомашин и другой специальной техники. К примеру, платежи населения в прошлом году составили 500 млн рублей. А вот хлопот с этими сборами несравненно больше, чем с акцизами. Во-первых, население не торопится платить налоги, а норовит от них так или иначе уклониться. Причем бегать за должниками казне обходится дороже, чем не взимать налог вовсе: объем собранных средств меньше, чем затраты на «выбивание» долгов. Так, например, все долги по транспортному налогу, образовавшиеся ранее 1 января 2009 года государство уже списало, приняв для этого специальный закон.
«Нам обещали, что транспортный налог отменят, – говорит автовладелец Ирина Леникова. – По замыслу Кудрина, плавное повышение акцизов на бензин на рубль в год а течение трех лет должно было заместить транспортный налог. Акцизы повышаются, цены на заправках запредельные, но транспортный налог так и остался. Многие его принципиально не платят, кто-то забывает, а кому-то приходят какие-то фантастические квитанции на давно не существующие машины».
Действительно, еще одна причина плохого администрирования транспортного налога – отсутствие единой актуальной базы данных существующих средств передвижения. Раньше, как правило, фискальные органы пользовались базой ГИБДД. Есть у них и собственные списки потенциальных налогоплательщиков, которым они ежегодно рассылают квитанции на уплату. Однако обе эти базы должным образом не обновляются, да и отследить движения на рынке авто довольно сложно. Машины дарят, продают по доверенности, разбивают, в конце концов. Одной из причин последнего списания, произведенного, кстати, по инициативе премьера Путина, были многочисленные жалобы россиян на то, что им приходится оплачивать налог, а то еще пени и штрафы за давно проданные, подаренные, сданные в металлолом авто либо вступать в долгий диалог с фискальными органами и собирать многочисленные бумаги, доказывая, что налог начислен незаконно. Здесь же кроется и налоговый потенциал. Приведение баз в порядок, точный учет всех транспортных средств, в том числе, например, специальной дорожной, строительной техники позволит увеличить налогооблагаемую базу. Однако, если в отношении земельного налога такая работа в Ярославской области ведется вполне успешно, то в отношении налога транспортного она еще всерьез и не начиналась.
Гораздо логичнее было бы «спрятать» транспортный налог в те же акцизы на бензин, – такая идея довольно долго обсуждалась на правительственном уровне. По мнению заместителя губернатора области, директора департамента финансов Анатолия Федорова, это было бы еще и справедливо: больше ездишь – больше платишь. Однако такая точка зрения поддержки не получила.
Теперь же областные депутаты вместе с правительственными чиновниками ищут дополнительные источники финансирования дорожного фонда. Такими могут стать, например, поступления от аренды придорожных участков, некоторые иные поступления. Однако придорожный сервис на дорогах области, особенно где-то в Данилове, Брейтово или, скажем, в Любиме пока развит так мало, что эти «побочные» доходы вряд ли будут иметь большое значение для бюджета.
А денег, между тем, нужно много. По различным оценкам, от 60 до 80 процентов дорог края не отвечают стандартам. А ведь есть еще внутридворовые территории, на благоустройство которых тоже нужны деньги, причем по закону это не менее 5 процентов всего бюджета дорожного фонда. Как отмечает директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Владимир Соловьев, потребность составляет 40 миллиардов. Эта сумма нужна только на ремонт и содержание дорог и не подразумевает строительства новых трасс.