Валентина Матвиенко в озвучила одну из первых инициатив в новой должности председателя Совета Федераций. Она считает, что необходимо законодательно бороться с ростом цен на бензин. Она предложила Федеральному собранию, министерствам и ведомствам совместно обсудить и выработать необходимые нормативно-правовые акты, четко регулирующие данные вопросы.
Рост цен на бензин активно сдерживается антимононопольщиками. Однако побороть жадность нефтяных компаний не могут ни окрики властей, ни штрафы ФАС. Цены растут. Ярославская область, к счастью не в лидерах этого движения, но и здесь в ближайшее время, по прогнозам специалистов, к концу года автомобилистам придется платить на полтора-два рубля больше, чем сейчас.
Сама по себе цена на бензин, может, не так волновала бы экономические власти, но она тянет за собой почти все потребительские цены, а следовательно, и инфляцию, с таким трудом сдерживаемую правительством. В предвыборный год это совсем некстати, тем более, что за ростом потребительских цен не могут угнаться реальные доходы граждан.
«Одним из главных толчков для нового повышения цен на топливо стала ситуация с переходом на новые стандарты топлива, – считает инвест-аналитик Наталия Андрейченко. - Коммерческие нефтяные компании перестроили производство, вложив в это немалые суммы, а госкорпорации оказались не готовы. Переход отложили. Теперь с помощью повышения цен нефтяники пытаются отбить затраты».
Еще одной причиной стали акцизы, которые согласно программе правительства должны повышаться на рубль ежегодно в течение трех лет. Эти акцизы должны были заместить собой неэффективный транспортный налог.
«Нам объясняли, что акцизы – более справедливый способ взимания налога. Сколько ездишь – столько и заправляешь, а значит сколько ездишь – столько и платишь. На деле же все обернулось тем, что бензин стал дороже, и налог не отменили. В итоге небольшие транспортные компании разоряются, а цены на проезд в городском транспорте, грузоперевозки неизбежно вырастут. И весьма скоро», – считает индивидуальный предприниматель Сергей Никифоров.
Последние две недели Росстат и Минэкономразвития заявляют о нулевой инфляции. Достигнута она главным образом за счет сезонного фактора. В сентябре снизились цены на крупы, картофель, некоторые виды овощей и фруктов. Но даже с учетом осеннего снижения потребительские цены в целом выросли в этом месяце на 0,9 процента. Добавит инфляции и ослабление рубля, произошедшее на фоне мировой экономической нестабильности. Его последствия не преминут сказаться до конца года, так как импортная составляющая сидит во многих товарах, например, таких массовых и жизненно необходимых, как лекарства, не говоря уже об импортной бытовой технике, автомобилях и прочем. В сочетании с ростом цен на бензин все это не может не привести к реальному росту цен.
Одновременно с Валентиной Матвиенко меры по сдерживанию роста топлива предложил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он считает, что акцизы на бензин больше повышать не надо. Однако аналитики считают, что этого недостаточно. Ситуация требует более системного решения. Суть его в том, что нефтяникам должно стать невыгодно торговать сырой нефтью, а выгодно производить и продавать бензин здесь. Впрочем, это долгосрочное решение, проблему сдерживания цен надо решать уже сейчас.