Что такое несвобода, отчетливее всего понимаешь в свободной Европе. Несвободу здесь ощущаешь физически, пытаясь втиснуться в щель подземной парковки настолько узкую, что инстинктивно прижимаешь локти. Зеркало автомобиля проходит в сантиметре от стены, а взгляд упирается в табличку «37 евро», которая означает то ли суточную плату, то ли штраф в случае отказа платить. Ну его. Мы пятимся назад, всё также прижимая локти и, на всякий случай, втягивая щёки.
То, что автомобилям размером со SKODA Kodiaq в Барселоне и её окрестностях не очень рады, хорошо понимаешь, отыскав-таки сносную парковку (три евро в час), которая выглядит тесноватой даже для Daewoo Matiz. Если умудришься встать ровно, не откроешь двери, и наоборот. Так началось моё знакомство с Kodiaq российской сборки, которое, вопреки ожиданиям, прошло в полной интриг и заговоров столице Каталонии.
Поэтому камера заднего вида и круговой «парктроник» не являются здесь излишеством. Тем более свирепые каталонцы даже в пробках притираются так, что парктроник издает затяжной писк и впадает в кому. Они бы, наверное, ехали до контакта, но московские номера нашего Kodiaq действуют, как чеснок на вампиров.
Пытку теснотой оправдал вид фантастического храма Sagrada Familia, от которого мой напарник исторг речитатив, в наших краях означающий восхищение на грани религиозного восторга. То, что издалека казалось шероховатостью, при ближайшем рассмотрении предстало миниатюрными (в человеческий рост) фресками. Глядя на «Саграду», хорошо представляешь, как раскалённый маховик фантазии Антонио Гауди наслаивал поверх всё новые и новые слои — это произведение сложно назвать зданием, скорее, это выбитое в камне кипение религиозного сна. Колья башенных кранов, протыкающих храм примерно посредине, лишь подчеркивают его нечеловеческий масштаб.
Каталония — самый богатый регион Испании, поэтому дороги здесь лишены южного колорита и творческой щербатости. Они настолько хорошие и настолько платные, что большую часть времени на автомагистралях выковыриваешь из зубов хамон и уворачиваешься от летящих позади испанцев, которые чтят лимиты скорости чуть меньше, чем футбольный клуб «Барселона».
Конечно, этой расслабленности добавляет и сам Kodiaq, который по шкодовским меркам является автомобилем мягким и даже как будто чересчур. На испанских дорогах он едет, задержав дыхание, потому что для вздохов нет ни одной интересной кочки.
Мы движемся в сторону одной любопытной винодельни, уповая большая частью на активный круиз-контроль, который выдерживает разрешенные 120 км/час и самостоятельно притормаживает перед фурами, да так хорошо, что через пару часов навык тормозить забывается напрочь. Единственным неудобством является его внимание к автомобилям на полосах для разгона и торможения, при подъезде к которым он интенсивно тормозит, хотя препятствие находится в трех метрах правее тебя.
Мягкость Kodiaq хорошо заметна на кружевных серпантинах Каталонских гор. Хотя по меркам кроссоверов он весьма точен, Octavia и Superb всё же интереснее. У них лучше отклик в начальной фазе и больше злости в ответ на ускорение посреди поворота: если тот же Superb грызёт асфальт и стремится внутрь, Kodiaq норовит засвистеть шинами и выскользнуть наружу. Уйти вразнос ему не дает система стабилизации, но сам характер автомобиля не предполагает гонок.
Не предполагают гонок и каталонские дороги, которые, признаться, вынимают душу абсурдными ограничениями скорости. Ну хорошо — абсурдными с точки зрения нас, залётных. Но всё-таки от необходимости каждые 200 метров сбрасывать скорость до 40 в душе просыпается какое-то эпилептическое чувство.
К тому же дотошная система навигации Kodiaq отражает лимиты скорости на экране, но принимает знак «Рекомендованная скорость» за жёсткое ограничение, что неплохо с точки зрения безопасности, но действует на нервы.
Но ограничения скорости — это хотя бы в наших интересах. Чтобы вы поняли кабальность испанских законов, штрафы в размере 5000–8000 рублей ждут здесь за вождение в шлёпанцах, езду с локтем на «подоконнике», поедание мороженого или распитие воды за рулём. Сделано это, дабы под благим предлогом выдоить до нитки туристов, что наводняют Барселону с весны по раннюю осень. Представляете, какое зловоние поднялось бы в России, если бы у нас запретили пить за рулём воду? Не все ещё переварили запрет алкоголя, а тут — вода. Наверняка её употребление гарантировано какой-нибудь статьей Конституции.
Определить Kodiaq можно в двух словах с помощью эпитетов «покладистость» и «практичность». Первое ты понимаешь за рулём, и хорошо это или плохо, зависит от настроя: если в крови ещё играют гормоны радости, нужно ждать версию Kodiaq RS. Что касается практичности, в какой-то момент начинаешь жалеть, что с тобой нет твоих спиногрызов с их самокатами, великами и чемоданом самого необходимого (на два-то дня...), чтобы щегольнуть багажником на 600 литров. Двое мужчин в Kodiaq ощущают себя этакими ёжиками в тумане, которые сами не понимают, что им делать с этим пространством вокруг.
Если, выбирая Kodiaq, вы не можете определиться с двигателем, то вот небольшой гид. Младший 125-сильный мотор является дефорсированной версией 150-сильного 1.4 TSI, и оба обеспечивают Kodiaq убедительную динамику — разгон до 100 км/час в районе 10 секунд. Они являются вполне здравым выбором для автомобиля, который используется преимущественно в городе. Оба мотора относятся к семейству EA211, которое отличается от первой генерации мотором TSI весьма существенно.
Для межгорода предпочтительнее 2-литровый 180-сильный турбомотор, который снимает с времени разгона пару секунд и имеет более «мясистую» середину рабочего диапазона, позволяя обгонять засыпающих испанских фермеров одним щелчком кнута.
Что до дизеля, он оправдан в основном для настоящих путешественников: по нашим оценкам, окупаемость наступает через 150 тысяч километров. При этом динамика дизеля всё же уступает бензиновому варианту, поэтому для России золотой серединой является именно последний.
Кстати, Kodiaq с двухлитровым мотором оснащается относительно новым семиступенчатым «роботом» DQ500, который за счёт «мокрого» сцепления мягкостью старта напоминает классический «автомат», а в остальное время — типичную коробку DSG с её бесшовным характером переключения. В едва заметной лености, с которой Kodiaq трогается с места, тоже есть что-то типично «кодиаковское»: все острые углы SKODA оставила для его дизайна, но не характера.
Что касается свободы, то у Каталонии свои идеалы. Она кутается в национальный флаг и грезит независимостью от Испании. Знаки сопротивления в виде жёлтой ленточки видны по всей округе — даже на асфальте автобанов.
Внешне Каталонию можно принять за типичную южную страну с густой растительностью и проступающими сквозь неё скалистыми мозолями. Время от времени глаз радует какой-нибудь намоленный особняк, кладбище или ферма, но в основном архитектура каталонской глубинки лишена пафоса и несколько прямолинейна. Зажиточность региона выдаёт обилие добротных каменных домов, один из которых, самый зажиточный, и был нашей целью.
Здесь находится винодельня Can Rafols. Поражают даже не завод и погреба внутри огромной скалы, которую неутомимо прогрызали целых четыре года. Больше трогает увлечённость, с которой сотрудники винодельни рассказывают о своих винах, о том, как они тормошат и нянчат бутылки, как мнут в руках пробки, как убирают осадок из кавы так, чтобы не допустить её перемерзания. Будучи за рулём, я предвидел всевозможные муки от запрета попробовать вино прямо в его колыбели, но из винодельни вышел опьяненный одними рассказами. А вождение в таком виде в Испании не возбраняется.
К Барселоне мы ехали уже в темноте, когда каталонские магистрали обрели фантастические виды, будто смотришь на лавину падающих красных фонарей. Kodiaq не провоцирует биться за первенство в этом стаде, поэтому мы тошним на разрешенных 120 км/час ближе к правому ряду, изредка обгоняя совсем уж медленные фуры.
С каждой новой моделью казалось, что SKODA ищет рецепт идеального семейного автомобиля, но и Rapid, и Octavia, и даже крупный Superb порой слишком потакали человеку за рулём, чтобы выпускать их на горный серпантин. Пассажиров всегда чуть-чуть укачивало. Kodiaq справился с этой задачей: он не укачивает, а, скорее, расслабляет всех в салоне и водителя в том числе. Большую часть дороги на нём едешь, держа руль одной рукой, а вторую уместив на широкий подлокотник — это в Испании вроде бы разрешено.
К сожалению, осенняя волна подорожания затронула и Kodiaq. Впрочем, есть и хорошие новости: в этом году начались продажи автомобилей российской сборки — и в Испании, кстати, были именно такие. Поэтому относительно импортируемого самого себя Kodiaq подешевел чуть ли не на 800 тысяч и стоит теперь от 1,389 миллиона рублей. Большая часть комплектаций теперь укладывается в 2 миллиона рублей, от которых в прошлом году прайс только начинался.
Паркуя Kodiaq, я всё же мысленно скучаю по Octavia и особенно — по Octavia RS. Может быть, она идеологически неправильна и, по большому счёту, не нужна. Зато «эрска» показывает, что семейные люди тоже хотят человеческих радостей на грани фола. И чуть-чуть за гранью.