Один из самых аварийных перекрестков в Ярославле, где с завидной регулярностью происходят ДТП, – это пересечение Мышкинского проезда и улицы Лисицына. Перекресток оборудован светофорами, знаками и разметкой. Тем не менее машины здесь бьются практически каждый день. В чем же причина?
Большое количество записей с камер видеонаблюдения свидетельствуют о том, что на злополучном перекрестке все разъезжаются правыми бортами. Поэтому логично предположить, что причина высокой аварийности именно в этом.
Теоретически при разъезде правыми сторонами два встречных потока не мешают друг другу, так как их траектории не пересекаются. Однако в этом случае они перекрывают друг другу обзор автомобилей, которые идут по встречной полосе. Отсюда и такое количество ДТП.
«На самом деле, правила дорожного движения не регламентируют данный вопрос. Пункт 8.6 ПДД гласит, что «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения». То есть по правилам при левом повороте на перекрестке можно разъезжаться любым боком – и правым и левым. И то и другое не будет нарушением ПДД», – поясняет автоинструктор Олег Смирнов.
Тем не менее спор о правых и левых бортах – это гарантированный холивар среди автомобилистов. Ноги у этой дилеммы, судя по всему, растут из автошкол. Поскольку там учат проезжать перекрестки исключительно под прямым углом, чтобы избежать выезда на встречку. А сделать это можно только разъехавшись левыми бортами. Но, если левый поворот делают одновременно по два и более автомобилей со встречных направлений, при таком разъезде они просто-напросто перекроют друг другу дорогу. Наступит транспортный коллапс и налево повернуть будет огромной удачей.
Самый наглядный пример: как разойтись левыми бортами двум фурам? Даже если они заведут кабину на самый край перекрестка, то хвосты все равно будут смещаться к центру поворота. Причем покинуть перекресток они смогут только одновременно, иначе заденут друг друга. А разворот для таких длинномеров вообще становится невозможен, иначе он соберет полперекрестка. В общем, с точки зрения рациональности, разъезд левыми бортами – это тупик. Кстати, некоторым даже такой маневр не помогает избежать ДТП.
«Этот перекресток очень узкий в том месте, где все разъезжаются, поскольку ул. Лисицына имеет всего две полосы, а поток машин по четырехполосному Мышкинскому проезду довольно большой. И, если все будут разъезжаться левыми бортами, там успеют повернуть максимум две машины, – добавляет инструктор автошколы «Светлана» Анатолий Хохлов. – Поэтому все едут по диагонали, и это тоже правильно. Проблема в том, что по Мышкинскому проезду все летают на хорошей скорости, да еще стараются успеть проскочить на мигающий зеленый. Если ехать со стороны Всполья в центр – обзор очень хороший, там достаточно просматриваются все полосы. Когда едешь из центра, от Толбухинского моста, наоборот, обзор хуже, потому что на поворот, как правило, стоит много машин и они закрывают встречку».
Возможно, проблему решит установка дополнительной секции для поворота налево, как это сделано на аналогичном перекрестке ул. Урицкого и Ленинградского проспекта. Однако специалисты уверяют, что интенсивность движения на «нехорошем» перекрестке недостаточно высока для подобных изменений в организации дорожного движения. Так что выход один – быть внимательнее и соблюдать скоростной режим.