С 1 декабря начала действовать единая методика расчета стоимости ремонта по ОСАГО после ДТП. Ее разработал Российский союз автостраховщиков совместно с экспертами и утвердил Центробанк. Кроме того с сегодняшнего дня эксперты будут рассчитывать стоимость восстановительного ремонта не только по единой методике, но и по четко установленным ценам.
Напомним, с 17 октября страховщики или их представители, а также судебные эксперты при проведении независимой технической экспертизы автомобилей должны пользоваться единой методикой. Цены на запчасти и стоимость работ берутся из единых справочников средней стоимости. Их также разработал РСА и с сегодняшнего дня они начали действовать. В системе можно узнать информацию о примерной стоимости запчастей, материалов и нормо-часов работы.
Разумеется, в различных регионах страны эти цены не одинаковы. Авторы справочников рассчитали, что стоимость деталей и работ можно разделить на 12 зон. На сайте РСА уже заработал онлайн-сервис, который позволяет любому пользователю получить информацию о средней стоимости запчастей в своем экономическом районе. Мы решили выяснить, какие же цены предлагают использовать страховщикам и насколько они совпадают с реальной стоимостью деталей.
Для примера взяли правую переднюю фару с противотуманкой на Peugeot 307. Самая низкая цена – в Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах: 5310 и 5480 рублей соответственно. Дороже всего деталь обойдется на Дальнем Востоке и в Калининградском районе – 6810 рублей. Для Центрального района, к которому относится и Ярославская область, стоимость фары установлена в 5770 рублей. Теперь сравним ее с ценами в популярном каталоге запчастей Exist. Оригинал стоит 9424 рубля – практически вдвое дороже того, что насчитает нам любая страховая. За эти деньги можно будет выбрать лишь аналог, хоть и неплохой. Самый дешевый из них обойдется в 3500 с небольшим.
Идем дальше – подсчитываем стоимость работ по замене детали. Любопытно, что стоимость нормо-часа работ в указанных районах практически обратно пропорциональна – дороже всего ценят свой труд автослесари Северо-Кавказского и Северо-Западного районов: 900 и 910 рублей. Дешевле всего починить авто в Калининграде и Волго-Вятском округе – 800 и 830 рублей в час. В нашем Центральном районе РСА установил стоимость нормо-часа 840 рублей. Ну, и суровая реальность: час работ с негарантийным авто у официального дилера Peugeot в Ярославле – 1200 рублей. В другом приличном сервисе – 1000 рублей. При расчете выплат стоит также учесть степень износа вашего авто. Напомним, теперь максимальный процент износа сократился до 50%.
В итоге, что мы имеем? В самом пессимистичном варианте, если «убитость» вашей машины посчитали на 50%, выплаты по ОСАГО составят лишь треть от реальной стоимости ремонта. Но даже если износ авто будет минимальным, на выплаченную страховой компанией сумму вы сможете купить лишь самый дешевый аналог запчасти и установить его в обычном сервисе. Взамен разбитой в аварии новенькой оригинальной детали.
По словам президента РСА Павла Бунина, внедрение единых подходов к расчету стоимости восстановительного ремонта – важный шаг, который позволит в дальнейшем существенно снизить количество судебных споров по ОСАГО. Хотя что-то нам подсказывает, что исков меньше не станет.