Сегодня у сотрудников ГИБДД профессиональный праздник – день рождения их ведомства. Государственная автомобильная инспекция МВД СССР была образована 3 июля 1936 года. Как отмечают этот день сами гаишники, мы решили выяснить в самой «горячей точке» – в дежурной части ярославской областной ГИБДД.
Комната в самом конце коридора на первом этаже здания по улице Журавлева, 9/27 запирается на цепь и амбарный замок. Здесь выдают оружие инспекторам ДПС. Здесь же находятся дежурные, принимающие вызовы. Звонков поступает очень много. Каждую минуту один-два звонка. Вся информация регистрируется и распределяется дальше, в зависимости от ситуации. В течение суток регистрируется, в среднем, 100 ДТП. Это очень много. Днем дежурит 20 нарядов ДПС, ночью – 10.
«В дежурной части нас трое. Два человека дежурят круглосуточно, один помощник – только днем. Под контролем постоянно 8-9 телефонов и две радиостанции: наша и полиции, – рассказывает старший дежурный отдельного батальона ДПС ГИБДД Георгий Иванников. – Приоритет по срочности имеют ДТП с пострадавшими или пьяными водителями, с общественным транспортом».
В ГИБДД Георгий работает с 2000 года, в дежурной части – с 2010. По его словам, самые критические дни – это понедельник и пятница. Особенно вечер пятницы. Все разъезжаются по домам, спешат. А вот в выходные дни больше погибших и раненых. Причина банальна – превышение скорости и пьянство.
«Вообще, трупы у нас практически каждый день. Вот в мою прошлую смену, 28 июня, в Ростовском районе КАМАЗ раздавил 13-летнего ребенка на мопеде. Ужасно, конечно. Зато сейчас лосей стало меньше, кончился их сезон», – добавляет Георгий.
Но не только трагичные события приходится фиксировать дежурным. Совсем недавно жительница Ярославля нашла в городе кошелек с деньгами и банковскими картами. И передала его ближайшему отряду ДПС. Инспекторы привезли находку в дежурную часть. Георгий Иванников позвонил по банкам, выяснил личность владельца. А банковские сотрудники уже нашли своего клиента, он приехал в ГИБДД и забрал свою пропажу.
В Москве начала XX века функции регулировщика движения в городе могли выполнять дворники.
Помимо «звонкового центра» в дежурной части есть еще одно подразделение – отдел технического обеспечения и передачи информации. Это комната с множеством мониторов, куда выведены камеры наблюдения с самых оживленных трасс города.
«Это проспекты Октября, Дзержинского, Ленинградский, Московский, улица Б. Октябрьская и другие. Если мы видим, что движение затруднено из-за ДТП – оперативно направляем туда экипаж для оформления. Если просто пробки – связываемся с Центром управления перекрестками и просим перевести светофоры в усиленный режим с более быстрым переключением для пропуска большего трафика, – поясняет начальник отделения технического обеспечения и передачи информации УГИБДД по Ярославской области Олег Исаков. – Эти же камеры являются доказательством при разборах аварий или нарушениях ПДД».
Кстати, по словам дежурных, самый проблемный перекресток в городе – пересечение улицы Б. Октябрьской и проспекта Толбухина. Дня не проходит, чтобы там не произошло две-три аварии. При том что перекресток не особо сложный, светофоры работают исправно, есть дополнительные секции. Проблема, по мнению инспекторов, в невнимательности водителей.
Сюда же, в отдел техобеспечения, поступают все запросы от инспекторов ДПС для проверки водителей и автомобилей по федеральным базам данных. Таким образом здесь практически ежедневно выявляют и уклонистов от армии, и иностранных нелегалов, и просроченные штрафы. Так что, как видим, наши гаишники занимаются не только оформлением ДТП и собором штрафов. И даже в праздники они на дежурстве.