Наличие глобальной навигационной спутниковой системы может стать обязательным условием для эксплуатации автомобилей на территории России. Наряду с ГЛОНАССом в каждом автомобиле планируется устанавливать видеорегистраторы. Инициатором этих предложений стал Российский союз автостраховщиков.
В официальных заявлениях говорится, что подобное нововведение должно ускорить разбирательства при ДТП. Видеорегистратор четко зафиксирует картинку столкновения, такой свидетель – сказка для автостраховщиков. А, мягко говоря, сырая российская система спутникового позиционирования призвана определить, где именно произошло ДТП.
По идее, таким образом число заторов из-за аварий в часы пик может снизиться. По условиям ныне действующего российского законодательства участники ДТП могут составить протокол, не дожидаясь прибытия инспекторов. А весомости этому протоколу придадут видеозапись и метка ГЛОНАСС. Если вспомнить, какой кошмар может образоваться из-за незначительной аварии на том же Московском проспекте часиков этак в шесть вечера, то такой выход из ситуации кажется светом в конце тоннеля. Пока машина ГИБДД будет пробиваться сквозь плотный поток, участники ДТП уже тысячу раз оформят документы и отправятся по своим делам.
«Иногда сотрудники ГИБДД пробираются к месту ДТП по часу, хотя это буквально метрах в ста, – говорит инспектор пропаганды УГИБДД по Ярославской области Анна Шутова. – Все это время люди ждут, образуются заторы. Конечно же, будет лучше, если участники оформят аварию побыстрее, соблюдая все установленные нормы. Ведь закон это разрешает. К сожалению, такая практика у нас не очень распространена. Возможно, нужно как-то оптимизировать законодательство».
Действительно, призывы страховщиков к подобной модернизации звучат голословно без изменений существующего законодательства. Самым главным фактором, сдерживающим сейчас широкое использование так называемых европротоколов, является лимит суммы полученных повреждений – 25 тысяч рублей. При нынешней стоимости ремонтных работ по кузову вписаться в такие рамки сложно. Да и ограничение на количество участников ДТП – не более двух – тоже тормозит распространение этой практики.
В таком свете инициатива автостраховщиков по оснащению всех машин ГЛОНАССАМи и видеорегистраторами выглядит как попытка сделать свою работу более удобной.
«Заявления об удобстве автомобилистов – это ширма, – считает активист ярославского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Терехин. – Страховое сообщество пытается облегчить жизнь себе. Чтобы автомобилист предоставлял автостраховщику исключительную информацию о месте и обстоятельствах ДТП. В общем-то мы не против, если это оборудование будут устанавливать за счет страховщиков. Но если они не хотят, то у нас другое предложение. В законе прописано, что наряду с системой ОСАГО должна работать система аварийных комиссаров. Страховщики этого избегают, потому что их деятельность нужно финансировать. Расходы хотят возложить на нас».
В условиях нынешнего российского законодательства автострахование превратилось в очень доходный бизнес. Любой, попадавший в аварию, знает, как у нас трудно добиться полных выплат от страховой компании. Так что нет никаких оснований предполагать, что инициативы с этой стороны имеют какую-либо социальную направленность. Вопрос здесь не в наших нервах и деньгах, а в деньгах вообще. В больших деньгах.