В Ярославле продолжаются скандалы вокруг городского ПАТП-1, которое не будет возить пассажиров после транспортной реформы. На фоне этого появляются новые жалобы. Водитель Максим Купряков работает на ПАТП четвертый год. Он говорит, что каждый месяц ему не учитывали больше 20 часов работы, и требует от руководства выплатить больше 100 тысяч рублей.
— Повлияйте! Обманывали всё время, так как неправильно учитывали рабочее время. Водители перейдут из ПАТП-1 в ООО «Транспорт Ярославии» и уже никогда не получат заработанные деньги! — написал обращение Максим на странице губернатора Ярославской области Михаила Евраева во «ВКонтакте».
Максим Купряков начал судится с ПАТП давно — в марте 2021 года. Из-за того, что работодатель оштрафовал его за не выданный пассажиру билет, а также удержал из зарплаты стоимость ремонта валидатора (с помощью которого и выдаются билеты). Суд встал на сторону водителя и потребовал отменить взыскания, а также выплатить моральную компенсацию в 2 тысячи рублей.
В другой раз Максим Купряков пошел в суд, посчитав, что водителям не оплачивают рабочие часы. А именно то время, которое занимает подготовка к работе: заправка топливом, медосмотр. В ПАТП с 2019 года установлено по 5 минут каждое из этих дел. Максим уверяет, что эти обязанности занимают у сотрудников около 40 минут с утра и столько же вечером. Соответственно, эта трата времени в рабочих часах не учитывалась и не оплачивалась. Так, за январь 2022 года водителю не учли порядка 10 рабочих часов, за февраль и март — по 24 часа. Всё вместе это около 14,5 тысячи рублей.
«Для водителей автобусов вводится подготовительно-заключительное время продолжительностью 5 минут для заправки топливом. Оно включается в их рабочее время и учитывается при установлении графиков работы на линии. Для прохождения медицинского осмотра устанавливается дополнительное время продолжительностью 5 минут. (п. 2 Временного положения)», — приводятся документы в суде.
На автобусах ЛиАЗ (529222, 525653, 525626, 529221, 529222, 525660), на которых работал истец, плата составляет 111,43 руб. в час. Отстой автобуса на линии по расписанию и время ожидания после схода (невыхода) оплачивается в размере тарифной ставки.
В этом споре суд также встал на сторону водителя, присудив к выплате ещё и моральную компенсацию в 6 тысяч.
Пересмотреть учет рабочего времени в ПАТП-1 требовала в 2021 году и трудовая инспекция Ярославской области.
— Руководству пожалуешься — сразу нападают, у нас сложная работа, всегда придраться можно, никто никуда не обращается, все боятся. Нас — водителей и кондукторов — никто не предупреждал под подпись о сокращении или ликвидации должностей, что будет с теми, кто не согласится на перевод, — открыто объясняет свои тяжбы с работодателем Максим Купряков. — После первого суда ходил к директору Сергею Завьялову, он сказал, что наймет новых юристов, ничего не получится более у меня в судах. Наверное, уже три юриста сменилось с тех пор.
Михаил уже отсудил у предприятия порядка 160 тысяч рублей. И продолжает разбирательства. К одному из последних он приложил видеосъемку рабочего дня на телефон. Её же он публиковал в соцсетях. За это в ПАТП его привлекли к дисциплинарной ответственности: снимал без разрешения генерального директора, хотя это запрещено правилами. Здесь суд снова встал на сторону Купрякова.
«Отменить приказ акционерного общества ПАТП-1 об объявлении выговора. Взыскать с Акционерного общества в пользу Купрякова компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, почтовые расходы в размере 300 рублей», — говорится в последнем решении Дзержинского районного суда.
Водитель также отмечает, что другие работники не обращались в суд или к руководству, опасаясь увольнения. Максим считает, что после перевода водителей на работу к другим перевозчикам получить выплаты будет затруднительнее.
Сейчас ПАТП-1 обслуживает маршруты: № 2к, 4, 4а, 4к, 5а, 5б, 8, 11, 11т, 32п, 32т, 33, 41а, 41б, 41к, 41п, 42, 42п, 53, 70, 76, 77, 78п. С апреля базу предприятия собираются отдать под обслуживание частных перевозчиков, в частности компании «Транспорт Ярославии». А само ПАТП-1 хотят объединить с «Яргорэлектротрансом». Недавно мы писали о том, что кондукторов заставляют уволиться с предприятия. Работники собирали подписи и писали обращение в инспекцию труда. Сейчас прокуратура ведет проверку законности таких действий руководства ПАТП-1.
С апреля в Ярославле возить пассажиров будут частные предприятия, большинство маршрутов достались перевозчикам из Москвы и Санкт-Петербурга.