Ярославское правительство подписало договор трамвайной концессии с компанией «Мовиста Регионы». Мы подробно рассказывали о проекте этого соглашения, раскрыли подводные камни и объяснили, что реально получит город. В тексте раскрыт опыт компании «Мовиста» с концессиями в других субъектах страны. Спойлер: он не всегда был позитивным.
Концессия — это соглашение между властью и частной компанией. Частник вкладывает свои деньги и развивает городскую территорию или предприятие. Пользуется этим обговоренное количество лет, забирает прибыль или ее часть и получает регулярные выплаты от властей в счет погашения своих вложений. По истечении срока соглашения отдает имущество обратно городу.
— Концессионное соглашение заключено сроком на 20 лет. При этом модернизацию трамвайных путей и инфраструктуры, закупку новых трамваев планируется завершить в 2025 году. Концессионер должен будет модернизировать 45,3 км трамвайных путей, 8 тяговых подстанций, 2 путепровода, трамвайное депо и приобрести 47 односекционных низкопольных трамваев, комфортных, в том числе для маломобильных групп населения, — сообщили в правительстве Ярославской области. — Общий объем инвестиций в модернизацию оценивается в 19,7 млрд рублей. В том числе привлекаются средства госкорпорации «Вэб.РФ», Фонда национального благосостояния, федеральной субсидии на финансирование капитальных затрат и региональное софинансирование, а также собственные средства инвестора.
Директор областного департамента транспорта Татьяна Черемных заявила, что обновление ярославского трамвая будет проходить поэтапно. Подготовительные работы начнутся с января 2023 года.
Что это значит для региона
Несмотря на то что по идее концессии вкладывается в обновление трамвайного хозяйства частник, платить за это Ярославской области всё же придется.
В тексте проекта указано несколько крупных сумм по разным платежам. Базовый эксплуатационный платеж, базовый инвестиционный платеж, а также сумма капитального гранта.
базовый эксплуатационный платеж — это стоимость эксплуатации трамваев и инфраструктуры на протяжении 20 лет;
базовый инвестиционный платеж — сумма, которую Ярославская область возвратит концессионеру в счет вложений в создание инфраструктуры;
капитальный грант — финансирование концедетом (областью) расходов на создание объекта на этапе стройки.
Иными словами, сначала область единовременно платит капитальный грант, а затем на протяжении 20 лет ежеквартально выплачивает эксплуатационный и инвестиционный платежи. Ежеквартальные выплаты идут на покрытие инвестиций сторонней компании и оплату эксплуатации всей системы.
«Максимальный размер привлекаемых концессионером инвестиций составляет совокупно 19 млрд 715 млн 159 тысяч рублей, включая средства капитального гранта».
Для Ярославской области размер эксплуатационного платежа составит 24 млрд 544 млн 011 тысяч рублей (эту сумму регион должен отдать концессионеру выручкой с пассажиров за время эксплуатации в течение 20 лет).
Инвестиционный платеж для региона составит 24 млрд 059 млн 737 тысяч рублей (эту сумму регион должен вернуть в счет кредита).
Сумма капитального гранта — 5 млрд 550 млн 081 тысяча рублей (ранее губернатор говорил, что эти деньги Ярославской области выделят из федерального бюджета).
В соглашении прописано также, что если что-то пойдет не так и проект будет сорван, его можно расторгнуть. При этом оплатив концессионеру фактически выполненные работы. А остальные заложенные по проекту миллиарды — вернуть.
Напомним, трамваи — часть масштабной задумки по изменению общественного транспорта Ярославля. Помимо многомиллиардной концессии, в 2023 году стартует глобальная модернизация автобусов. И обойдется она в копеечку — 55 млрд рублей, заключая контракты с новыми перевозчиками на 8 лет.