В Ярославле чиновники областного департамента транспорта собираются потратить 55 млрд рублей из бюджета, чтобы сделать городской транспорт новым и современным. Эта сумма — примерно половина годового бюджета всей Ярославской области. Ее планируют тратить в течение восьми лет — на столько будут заключать контракты с новыми перевозчиками.
Проект соответствующего нормативно-правового акта появился на сайте правительства области. Ранее власти говорили, что в рамках новой транспортной реформы контракты с перевозчиками будут долгосрочными, однако не уточняли, на сколько.
— Проектом постановления правительства области предлагается урегулировать вопросы организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории городского округа город Ярославль и Ярославского муниципального района Ярославской области на период 2023–2030 годов, — говорится в тексте документа. — Принятие проекта постановления не повлечет негативных социальных, экономических, политических и иных последствий.
Какие положения утверждает документ?
Описание состава работ, связанных с перевозками (речь идет о брутто-контрактах, в которых будут прописаны высокие требования к подвижному составу, а также указано, сколько перевозчик должен наездить километров. Суть брутто-контрактов, напомним, в том, что с перевозчиками будут рассчитываться за наезженные километры. Иными словами, сначала перевозчик определенное время работает и тратит свои деньги на обслуживание автобусов, зарплату водителям, бензин и прочее, еще и выручку с билетов отдает заказчику (в бюджет). А потом уже получает деньги по факту выполненных работ — наезженных километров);
планируемые результаты выполнения работ в 2023–2030 годах: «удовлетворение потребности населения в транспортном обслуживании автомобильным транспортом»;
предельный срок выполнения работ, связанных с перевозками, — 14 апреля 2030 года.
А что с деньгами?
В проекте нормативно-правового акта указаны предельные суммы контрактов с перевозчиками. В общей сложности новая транспортная реформа обойдется областному бюджету более чем в 55 млрд 347 млн рублей.
на 2023 год — 5 млрд 999 млн 420 тысяч рублей;
на 2024 год — 8 млрд 523 млн 311 тысяч рублей;
на 2025 год — 8 млрд 551 млн 394 тысяч рублей;
на 2026 год — 8 млрд 559 млн 097 тысяч рублей;
на 2027 год — 8 млрд 558 млн 619 тысяч рублей;
на 2028 год — 6 млрд 772 млн 328 тысяч рублей;
на 2029 год — 6 млрд 335 млн 757 тысяч рублей
на 2030 год — 2 млрд 047 млн 707 тысяч рублей.
За эти деньги горожане наконец должны получить новые автобусы. Примером того, какие они могут быть, сделали маршрут № 176 с желтыми брендированными автобусами. Заявлялось, что оплачивать проезд в них можно будет по QR-коду.
Правда, изначально власти говорили, что потратят на всю реформу 22 млрд рублей. Как сумма выросла более чем в два раза и каким образом проводились расчеты — в областном департаменте транспорта молчат. Редакция 76.RU не единожды просила предоставить цифры о том, как считают, сколько заплатить перевозчику. Например, за тестовый маршрут с новыми желтыми автобусами потратили за три месяца почти 20 млн рублей. Почему именно столько — ответа нет.
Также неизвестно, что будет по истечении семи лет: заставят ли перевозчиков обновлять транспорт в течение этого времени или в городе останутся после дорогостоящей реформы несвежие семилетние автобусы?
Напомним, ранее в Ярославле завершился конкурс на трамвайную концессию. Это такой договор, в котором участвуют частный инвестор, власти или госпредприятие. Смысл в том, что проводится открытый конкурс и инвестор обязуется создать или переделать имущество, которое обычно принадлежит городу или государству (в данном случае речь про трамваи). Владелец имущества должен предоставить компании право пользования на срок, который прописан в документе. Заявку на заключение договора подала одна компания — ООО «Мовиста Регионы Ярославль». Предполагаемый срок действия соглашения — 20 лет. Стоимость работ по этому контракту — 14 млрд 524 млн 696 тысяч рублей.