
В Ярославле завершился конкурс на трамвайную концессию. Это такой договор, в котором участвуют частный инвестор, власти или госпредприятие. Смысл в том, что проводится открытый конкурс, и инвестор обязуется создать или переделать имущество, которое обычно принадлежит городу или государству (в данном случае речь про трамваи). Владелец имущества должен предоставить компании право пользования на срок, который прописан в документе.
Заявку на заключение договора подала одна компания — ООО «Мовиста Регионы Ярославль». Предполагаемый срок действия соглашения — 20 лет.
Группа коммерческих компаний «Мовиста» занимается пассажирским транспортом по всей России. У нее есть более 10 дочерних компаний в разных городах. Причем все они новые — созданы не раньше 2020 года. Например, фирма «Мовиста Регионы Ярославль» была зарегистрирована в апреле 2022-го. Директор всех компаний — Александр Советников. По данным «Контур.Фокуса», раньше он занимался торговым бизнесом в Костроме. «Мовиста» зашла на северо-запад России, в Нижний Новгород, Пермь, Южно-Сахалинск, Ярославль, Курск, Волгоград, Тверь и Липецк. Еще один проект, связанный с группой компаний, — «Верхнепышминский трамвай» в Свердловской области.
— Период подачи заявок окончен. В настоящее время проводятся необходимые процедуры по подготовке к заключению концессионного соглашения, — сообщили в департаменте транспорта Ярославской области. — Решение о рассмотрении заявок будет размещено на официальном сайте закупок.
В проекте договора указано, что до июня 2025 года в Ярославле должны появиться трамвайный диспетчерский центр, новые трамвайные пути, депо, тяговые подстанции. До этого же времени необходимо купить 47 односекционных трамваев.
— Общая стоимость строительства и реконструкции объектов капитального строительства — 14 524 696 000 рублей. Стоимость подвижного состава — 3 975 576 000 рублей, — говорится в тексте документа.
Договоры концессии предполагают, что инвестор не просто вкладывает деньги, а тем или иным способом отбивает их, зарабатывает на переданном ему в пользовании имуществе. Например, в Тутаеве планируют строить канатную дорогу через Волгу по договору концессии. В этом случае инвестор будет управлять дорогой, получать с нее прибыль.
И сам конкурс, и его результат можно назвать неожиданными. Ни правительство Ярославской области, ни мэрия не сообщали о планах отдать трамваи концессионеру. Городу пообещали новые трамваи, но не за счет концессионного договора, а за деньги федерального бюджета. Речь шла о том, что Ярославлю фактически подарят новые трамваи и уже в этом году начнут продлевать сеть рельсов в районах. Но пока ни того, ни другого не произошло.
Проект договора объемный. Мы внимательно его изучаем. В ближайшее время подготовим текст о том, что ждет ярославскую трамвайную сеть.