Сегодня, 24 июня, в Ярославской областной думе обсуждали идею регионального правительства забрать у мэрии полномочия по управлению транспортом. Вопрос рассматривал внеочередной комитет по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог. Областные власти задумались о том, чтобы полностью взять под контроль сферу общественного транспорта во всех городах.
— В настоящее время организация транспортного обслуживания в каждом муниципальном районе относится к полномочиям органов местного самоуправления, — объяснила директор Департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных. — Нередко это вызывает определенные сложности и жалобы со стороны жителей. Это в полной мере демонстрирует ситуация в Ярославле. Комплексная модернизация системы пассажирских перевозок, которую мы планируем провести, позволит выработать единый подход к организации этой работы и оперативно решать возникающие проблемы.
По ее словам, при разработке законопроекта учитывался опыт других регионов. Одним из ключевых моментов станет переход на брутто-контракты с 2023 года. То есть перевозчики будут получать выручку не за количество перевезенных пассажиров, а за километраж.
— Сейчас перевозчики заинтересованы в работе в часы пик, когда пассажиропоток максимальный, добавила Татьяна Черемных. — Именно этот фактор вызывает длительное ожидание автобусов на остановках в межпиковое время. Брутто-контракты — это другой принцип финансирования работы перевозчиков. Выручка за проданные билеты будет полностью поступать в бюджет региона. Перевозчик будет получать оплату за выполненные рейсы. При этом будет строго отслеживаться соблюдение расписания и остановок на маршруте. За нарушение этих параметров предусмотрены штрафы от суммы контракта, — пояснила Татьяна Черемных.
Эта идея понравилась не всем депутатам. Некоторые считают, что, во-первых, катать вхолостую пустые автобусы — лишняя нагрузка на бюджет, а во-вторых, перевозчикам станут неинтересны пассажиры, и произойдет так, что не автобусы будут подстраиваться под пассажиропоток, а люди — под расписание автобусов. Возникли и денежные вопросы.
— Финансово-экономического обоснования у этого законопроекта как такового нет, — заявил заместитель председателя комитета Ярославской областной думы по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог Валерий Байло. — К документу много вопросов, по теме — сплошные недопонимания. Мы должны качественно работать в интересах людей, а не принимать такие законы.
— Этот проект закона — глобальное потрясение для людей, — добавил председатель комитета по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления Эльхан Мардалиев. — Нельзя просто взять и забыть всё, что было сделано раньше, и идти дальше. Были потрачены деньги и нервы ярославцев. Не поняв, где мы ошиблись, нельзя продолжать реформировать транспорт. А ошибки были, ведь теперь людям приходится ездить на мусоровозах вместо нормальных автобусов. Мы не имеем права так подходить к решению вопросов, особенно когда вместо экономического обоснования мы видим только какие-то прикидочные цифры.
Но большинство депутатов не стали задаваться лишними вопросами и поддержали законопроект.
— Считаю, изменения назрели, — поделился мнением председатель комитета Ярославской областной думы по градостроительству, транспорту, безопасности и качеству автомобильных дорог Николай Бирук. — Очевидно, транспортная реформа в Ярославле не принесла желаемых результатов. Здесь требуются более кардинальные решения: системный подход и структурные изменения, изучение опыта других регионов. В думу поступил законопроект, который учитывает эти направления. Предлагаются довольно существенные изменения в сфере транспортного обслуживания населения. Они должны привести к положительному результату, к той системе организации перевозок, которую ждут жители, — сказал председатель комитета Николай Бирук. — Времени затягивать этот вопрос тоже нет. Чем дольше мы будем принимать решения, тем больше вопросов от жителей получим.
— Та ситуация, которая есть на сегодняшний день, не устраивает большинство жителей, — сказал председатель комитета Ярославской областной думы по жилищно-коммунальному комплексу, энергетике, экологии и природопользованию Андрей Щенников. — К нам поступали и продолжает поступать много обращений. А значит, мы обязаны предпринять шаги, чтобы ее исправить. Поэтому сегодня и обсуждаем вопрос передачи полномочий в этой сфере на уровень области, — отметил Андрей Щенников.
Теперь у депутатов есть несколько дней, чтобы подумать и взвесить все за и против. На следующей неделе, 28 июня, на заседании Ярославской областной думы им предстоит на голосовании принять или отклонить этот законопроект.
Напомним, региональные власти решили подмять под себя управление транспортом в Ярославле и Ярославском районе. На это дело выделят 7 миллиардов в 2023 году и 22 миллиарда всего в ближайшие годы. Законопроект в облдуму внес временно исполняющий обязанности губернатора Михаил Евраев. Если депутаты примут его, то с 1 января 2023 года. Ранее мы уже рассказывали подробности и публиковали мнения горожан об этом.
Михаил Евраев не первый раз вмешивается в работу транспорта в Ярославле. Только приехав работать в город, он попытался исправить ситуацию с невыпуском автобусов: после транспортной реформы люди по часу ждали на остановках. В итоге чиновник пригласил работать в область иногородних перевозчиков, на работу которых сыплется больше всего жалоб.