В Ярославле поездки на автобусах превратились в опасный аттракцион: как туда влезть; как угадать, приедет ли автобус по расписанию; как не свалиться в нём во время езды без правил по городским ямам; кто даст гарантию, что во время пути пазик не угодит в ДТП? Жалобами на невыход в рейсы автобусов, хамство водителей и кондукторов, отказы принимать к оплате карты пассажиры заваливают социальные сети ежедневно.
— В ходе последнего рейда удалось выявить ряд нарушений, — рассказал старший госинспектор отделения технического надзора по пропаганде ПДД Управления ГИБДД по Ярославской области Артем Демидов. — У некоторых автобусов обнаружены технические неисправности, некоторые не прошли технический осмотр.
Страшно представить, но только официально транспортники каждый день фиксируют десятки нарушений в работе автобусов. Причем претензии есть ко всем перевозчикам.
Мешают всем
Жалуются на работу автобусов не только сами пассажиры общественного транспорта, но и автомобилисты.
— На дорогах стало гораздо хуже, чем было, — рассказал житель Дзержинского района Сергей Хавронин. — Приходится постоянно сталкиваться с «неадекватными» автобусами: подрезают, нарушают правила проезда светофоров, ездят с превышением скорости. Несколько раз видел, как они гоняют с выключенными фарами, когда уже темно. Еще и выглядят, как хлам: того и гляди от него бампер отвалится или подкрылок.
Сводки о ДТП с участием общественного транспорта приходят практически ежедневно. Зачастую по вине водителей автобусов. Например, позавчера автобус компании «Транском-Авто» врезался в погрузчик, который работал на уборке города. Да так, что пассажиры по салону разлетелись, как кегли. Ранее автобус компании «Автомиг» с пассажирами в салоне буквально протаранил «Ладу» и «Опель», которые остановились на светофоре.
— Загорелся красный, и я встал в средней полосе, «Опель» — в левой, — описал ДТП водитель «Лады». — И вдруг между нами пронесся он — пазик 66-го маршрута, снес мне бампер, левое крыло, ну и левая задняя дверь и заднее колесо теперь в труху. Водитель автобуса сказал, что у него нет ОСАГО.
Потом водитель и вовсе открестился от своего работодателя и в ГИБДД дал объяснение, заявив, что он безработный. После этого, к слову, на компанию «Автомиг» устроили облаву инспекторы ГИБДД в Рыбинске.
Антигерои
Сами транспортники между собой уже определились, кто на рынке работает хуже всех. Они говорят, что это компании «Автомиг», «ПитерАвто» и «Транском-Авто».
— Во-первых, у них у всех — серьезные проблемы с качеством автобусов и регулярностью выходов в рейсы, — рассказал источник 76.RU на рынке автобусных перевозок Ярославля. — Кроме того, у «ПитерАвто» и «Автомига» — самый плохой водительский состав. Последние еще и работают, как бандиты в 90-е годы: трясут с пассажиров наличку, не выдают билеты и больше всех, соответственно, мухлюют с отчетностью. Причем у «ПитерАвто» есть тенденции к улучшению, а у «Автомига», похоже, нет.
Федеральная компания «Ранд-Транс» («Автомиг») обозначила себя и в других провинциальных городах России. И практически везде это было связано с решением властей избавиться от маршруток, чтобы заменить их на большие автобусы. Они начали наращивать свои ресурсы в Подмосковье и за пределами региона. Особенность этого перевозчика в том, что они используют не только финансовые ресурсы, но и административные. Компанию связывают через другие фирмы с бизнесом сына главы МВД России Александра Колокольцева.
Первая пассажирская компания («ПитерАвто») — компания из Санкт-Петербурга, работающая как в Северной столице, так и в других регионах: Москве, Ленинградской области, Петрозаводске, Волгограде, Чебоксарах и Сочи. У нее три владельца, один из них — основной владелец компании «ПитерАвто», которая участвовала в скандальной транспортной реформе в Новокузнецке.
«Транском-Авто» — это малое предприятие, зарегистрировано в поселке Ивняки Ярославского района. В штате компании официально числятся 87 человек. На рынке все знают «Транском-Авто» как фирму местного бизнесмена Александра Баранова. Хотя официально владельцем значится некий Алексей Смирнов. Еще на рынке «Транском-Авто» связывают с компанией «Возничий», называя их единым холдингом. Но по факту «Возничий» уже никого не возит: владельцы всё перевели в «Транском-Авто».
Ранее мы уже подробно рассказывали, кто теперь в Ярославле зарабатывает на перевозке людей и, главное, кто стоит за этими фирмами.
Кто из перевозчиков самый аварийный
Проблемы с выпуском автобусов есть у всех. В последнее время перевозчики жаловались на нехватку водителей из-за пятой волны коронавируса и морозов, из-за которых не заводились автобусы. Когда в Ярославле ударило -20, люди часами стояли на остановках в ожидании транспорта. Но даже когда всё нормально, выход на линии всех автобусов можно считать чудом. Например, 17 февраля, когда на улице было +3 °C, только в утренний час пик за людьми не приехали 24 автобуса. Полный выпуск обеспечили лишь ПАТП-1 и «Ярославское АТП». Ну а больше всего (10 автобусов) не смогли выехать из парка «Транском-Авто».
В ГИБДД подсчитали, что в 2021 году в Ярославле было зарегистрировано 67 ДТП с участием общественного транспорта, в которых 2 человека погибли и 99 получили различные травмы. Вина водителей автобусов была доказана в 37 авариях, в которых погиб 1 человек и 55 получили травмы. В документах фигурируют названия многих перевозчиков, включая частных маршрутчиков, которых в городе осталось не так много. Чаще всё же упоминается ПАТП-1. Вероятно, потому, что, во-первых, они совершают больше всех рейсов, а, во-вторых, их водители должны при аварии вызывать ГИБДД.
— Кроме того, к административной ответственности за нарушение режима труда и отдыха водителей были привлечены «Автократ» и ПАТП-1, — сообщили в региональном управлении ГИБДД. — А у компании «Автомиг» были зафиксированы случаи нарушения правил заполнения путевого листа.
Чаще, конечно, небольшие ДТП заканчиваются оформлением европротокола. Точные данные о количестве происшествий в мэрии не предоставляют.
Но если полистать сводки и паблики в социальных сетях, то можно подсчитать, что в последнее время в городе случается не менее 150–200 аварий с общественным транспортом ежемесячно. Чаще всего участниками аварий становятся автобусы компаний «ПитерАвто», «Автомиг», «Транском-Авто».
Как в Ярославле распределили маршруты
ПАТП-1 (23 маршрута): № 2К, 4, 4А, 4К, 5А, 5Б, 8,11, 11Т, 32П, 32Т, 33, 41А, 41Б, 41К, 41П, 42, 42П, 53, 70, 76, 77, 78П;
«Ярославское АТП» (4 маршрута): № 23, 28, 30, 39;
ИП Воронин (6 маршрутов): № 5, 7, 17, 19, 19К, 85;
«Транском-Авто» (21 маршрут): № 6, 12, 21, 21Б, 21Т, 22, 22°С, 24, 25, 26, 27, 29, 34, 40К, 43, 44К, 58, 59, 64, 68, 93Г;
«Автократ» (2 маршрута): № 90с, 99с;
«Гирфтранс» (9 маршрутов): № 9, 10, 14, 15, 18, 18К, 32, 49, 65;
«Автомиг» (4 маршрута): № 2, 55, 66, 92;
«Трансмагистраль» («Автолайн») (1 маршрут): № 56;
Первая пассажирская компания («ПитерАвто») (6 маршрутов): № 1, 13, 41, 57, 62, 79.
Что пошло не так
Летом 2021 года в Ярославле реформировали работу общественного транспорта. Основной идеей, ради чего мэрия изменила транспортную схему, было избавление от частных маршруток. Они остались только на пяти направлениях — 40, 71, 84, 94 и 97. Все остальные теперь (даже пазики и «Газели») считаются автобусами, потому что работают по регулируемому тарифу. То есть они по идее теперь должны ездить строго по расписанию, принимать проездные и предоставлять все льготы. По сути нам обещали, что мы избавимся от неконтролируемых маршрутчиков-гонщиков и рынок перевозок изменится в лучшую сторону. Но с контролем возникли проблемы.
— Нарушения в работе общественного транспорта — проблема, с которой сталкиваются города, с отсутствием регулирования транспортной системы, — объяснил глава ярославского отделения фонда «Городские проекты» Дмитрий Быков. — Для решения этой проблемы необходимо переводить перевозчиков полностью на долгосрочные брутто-контакты и осуществлять контроль за их исполнением. Перевозка частными компаниями, это прежде всего бизнес. Только материальные санкции могут стимулировать рост качества перевозок и выполнения обязательств перед жителями. Мы видим, как московские и питерские компании работают в Ярославле и других городах. Там с ними проблем гораздо меньше именно из-за регулирования и уверенности бизнеса в дальнейшей работе.
Брутто-контракт — это когда между пассажиром и любым перевозчиком (частным или муниципальным) существует посредник, который называется городским организатором перевозок. Данный посредник собирает пассажирские деньги, а в идеале получает и какую-то субсидию из городского бюджета. Дальше он покупает у перевозчика рейсы. Сколько там пассажиров — это дело организатора, а не перевозчика.
В Ярославле с самого начала реформы перевозчиков приглашали на контракты длиною в год. Причем, требования по ним были совсем не суровые: власти разрешили возить ярославцев на автобусах возрастом до 7 лет. Ту самую идею об увеличении числа вместительных автобусов тоже проигнорировали, разрешив ездить на «ПАЗах», «Ивеко» и других невместительных моделях.
— Негативное отношение горожан к транспортной реформе и пришедшим спасать ее приглашенным перевозчикам поначалу наводило на мысль, что увеличившееся количество ДТП является следствием слишком пристального внимания к процессу, — поделился мнением координатор сообщества «Дороги Ярославля» Темур Абдуллаев. — Тем более что в руководстве ГИБДД заявляют, что нынешний общественный транспорт в Ярославле эксплуатируется с нарушениями. Как техническими, так и документальными, что, собственно, и подтверждает мнение горожан. Наверное, можно было бы списать всё на то, что водители недавно и не знают города. Но прошло достаточно времени, чтоб изучить его, тем более город небольшой. Остается сделать вывод, что в Ярославль набрали барахло под управлением кого попало, которое так и будет колесить по просторам города. А значит, будет попадать в аварии из-за неисправных тормозов, дверей, кузова и с водителями, которые не соблюдают Правила дорожного движения.
Летом 2022 года власти вновь будут вносить изменения в транспортную схему Ярославля, а перед этим снова пройдет конкурс по розыгрышу маршрутов. Наряду с московскими и питерскими перевозчиками за место на рынке планируют побороться и частники, которые раньше работали по нерегулируемому тарифу. Что из этого выйдет и станет ли лучше — покажет только время.