Российский урбанист и соавтор блога «Удобный город» Александр Багно обратил внимание на то, как сейчас с подачи властей в Ярославле меняется движение на городских улицах. В частности, он изучил скандальные изменения схемы движения на Октябрьской площади, где сейчас устанавливают бордюрный камень на том тесте, где раньше был обычный островок безопасности, отделённый от проезжей части краской.
— Необходимость приподнять островки безопасности на Октябрьской площади давно назрела, — уверен Багно. — На пропускную способность улицы это никак не повлияет, потому что количество полос не изменится. А вот безопасность движения повысится. Приподнятые островки не позволят водителям объезжать по ним машины, ожидающие очереди для въезда на кольцо. И на них будет сложнее припарковаться, закрывая обзор на перекрёстке. К тому же пространство в центре площади приподнято, но это ни у кого вопросов не вызывает.
Также Александр Багно обратил внимание на то, как меняется движение на улице Гагарина. Во время ремонтных работ здесь убирают заездные карманы для общественного транспорта.
— Это правильная мера, — уверен он. — Карманы ускоряют движение автомобилей, но для общественного транспорта и пешеходов они делают перемещение по городу хуже. Общественный транспорт при отъезде от остановки, где есть карман, теряет больше времени, потому что не все водители пропускают его. Если карман глубокий, автобусу нужно две полосы, чтобы никого не задеть при отъезде. В результате транспорт может выбиваться из графика ради экономии нескольких десятков секунд автомобилистов. Учитывая количество пассажиров и транспорта, суммарно получаются гораздо большие потери времени, чем там, где нет карманов.
Урбанист отмечает, что зачастую карманы заняты автомобилями, и общественный транспорт в них заехать не может. В этом случае водители высаживают пассажиров на дорогу, пассажирам приходится протискиваться между машинами, а автомобилям — объезжать общественный транспорт, и никому неудобно.
— Для пешеходов карманы плохи тем, что из-за них приходится сужать или искривлять тротуары, — продолжает Багно. — Вдобавок к этому здесь нужно разместить остановочную инфраструктуру: навесы, скамейки, урны. Места для прохода остаётся ещё меньше. И люди, которые ждут транспорт, мешают тем, кто идёт вдоль улицы. В некоторых странах, например, в Чехии, у остановок на узких местных улицах поступают более радикально. На улицах с одной полосой в каждую сторону, как на Гагарина, не только не делают карман, но и обустраивают разделительную полосу, чтобы машины не могли объехать стоящий на остановке автобус. Это делается для повышения безопасности пешеходов. Когда автобус блокирует движение по улице, невозможна ситуация, когда кого-то сбивают на переходе или кто-то неожиданно для водителей выходит на дорогу спереди от автобуса. А так как автобус никто не объезжает, он быстрее может отъехать от остановки.
Но карманы не всегда вредны. Их можно делать на загородных дорогах, где приоритет у автомобилей.
— В городе они полезны на улицах, на которых, кроме обычных маршрутов, ездят маршруты-экспрессы, останавливающиеся не на каждой остановке, а также в случае, если сразу за остановкой находится объект, у которого должен быть хороший обзор, а остановку нельзя перенести в другое место, — уверен соавтор блога «Удобный город».
В Ярославле не только урбанисты оценивают работу городских чиновников, но и наоборот. Вчера начальник управления городского пассажирского транспорта Сергей Волканевский ответил автору блога «Город для людей» Аркадию Гершману по поводу его мнения про общественный транспорт.