В Ярославле активно обсуждают вышедшие в публичную плоскость трения между мэрией и депутатами муниципалитета. Началась ли в городе новая «холодная война»? И как разрешится спор между представительной и исполнительной властью города, прокомментировал депутат муниципалитета Ярославля Павел Дыбин.
– Действительно ли сложившийся спор о том, как в городе будут выбирать мэра, можно назвать «холодной войной» между двумя ветвями власти?
– О какой-либо «войне» речи не идет. Происходит нормальный процесс притирки новой команды мэрии и депутатского корпуса. Со стороны врио мэра Ярославля Владимира Слепцова депутатам были даны гарантии открытости мэрии к сотрудничеству и любому конструктивному взаимодействию в интересах ярославцев. Я и большинство моих коллег, со своей стороны, к такому диалогу готовы и в нем заинтересованы.
В то же время риск развязывания противостояния между двумя ветвями власти в Ярославле сохраняется. Так, последним «яблоком раздора» стал вопрос о формировании комиссии по наделению полномочиями мэра города. Мэрия и муниципалитет изначально подготовили разные проекты положения, которое должно определить порядок формирования и работы такой комиссии. На момент проведения заседания муниципалитета 5 октября были внесены оба варианта; мэрия и ряд депутатов выступили с предложением отложить рассмотрение вопроса, чтобы в рабочем режиме спокойно рассмотреть оба проекта и прийти к консенсусу. Тем не менее муниципалитет просьбу о паузе не поддержал и принял вариант проекта, предложенный председателем Павлом Зарубиным. На мой взгляд, это было поспешное решение, которое могло затруднить диалог с городской администрацией.
Однако врио мэра Владимир Слепцов не стал идти на конфронтацию, инициировав встречу с депутатским корпусом. В рамках уже самой встречи я выступил с предложением создания согласительной комиссии. Уверен, что именно в таком формате работы нам необходимо совместно с мэрией, представителями общественности разработать и принять положение, которое с учетом замечаний обеих сторон станет «золотой серединой».
– Выдвинутые муниципалитетом и мэрией проекты положения под это определение не попадают?
– Да, они выглядят скорее крайними, полярными вариантами. Например, в проекте муниципалитета не указано вообще никаких квалификационных требований к мэру города. В положении мэрии, напротив, требования носят достаточно жесткий характер. Есть и другие перекосы: например, согласно принятому муниципалитетом проекту половину состава комиссии составляют городские депутаты, и руководит ей председатель муниципалитета. При этом роль губернатора, региональной власти низводится до делегирования «своей» половины членов комиссии. Получается, что муниципалитет контролирует и сам процесс выбора кандидатуры мэра, и работу комиссии, тогда как, по сути, должен сказать свое слово именно на финальном этапе избрания главы – когда депутаты утверждают своим голосованием одну из выдвинутых комиссией кандидатур. Комиссия же, работающая на предварительном этапе, должна быть независима и сбалансирована – а не аффилирована напрямую с лицами, которые будут принимать последующее политическое решение. Учитывая эти и другие противоречия, я намерен выступить с новым проектом положения, которое будет оптимальным и устроит всех участников процесса.
– Каковы отличия вашего проекта от уже существующих вариантов?
– В первую очередь, я хотел бы отметить, что это не только мое предложение. Прежде, чем выйти с данной инициативой, я провел большую предварительную работу: обсудил возможную конфигурацию комиссии с коллегами по фракции, муниципалитету, жителями Ярославля, экспертами. В рамках данных консультаций стало понятным, что нужно не переделывать уже созданные проекты, а выступить с новым, консенсусным решением.
По нашему мнению, в положении о комиссии обязательно должны быть прописаны адекватные квалификационные требования. Потребность в них очевидна: мы ведь хотим, чтобы нас лечили профессиональные врачи, получившие соответствующее образование, чтобы наших детей учили грамотные педагоги. Здесь же комиссия будет выдвигать кандидатов, которые претендуют на руководство крупным областным центром. Квалификационный ценз необходим – каждый должен заниматься своим делом!
Что касается состава комиссии, то в соответствии с законодательством она формируется по принципу 50/50: половина из 12 человек – представители от областной администрации, другая половина – от городского самоуправления. Что касается именно городской половины, то по нашему предложению муниципалитетом в комиссию будут делегированы шесть человек, четверо из которых – из состава депутатского корпуса, двое – кандидатуры, представленные мэрией Ярославля. Однако это не должны быть ее сотрудники – муниципальные служащие. Более сбалансированным представляется выдвижение представителей общественности, пользующихся доверием ярославцев. Участие в работе общественников придаст открытость работе комиссии.
Считаю, что председатель комиссии должен быть назначен губернатором Ярославской области. Именно губернатору предстоит работать в связке с выбранным комиссией и депутатами главой города, вместе с мэром отвечать за благосостояние Ярославля перед жителями.
– Не ограничит ли это влияние муниципалитета на определение кандидатуры будущего мэра?
– Стоит особо подчеркнуть, что комиссия является лишь предварительным квалификационным фильтром. Она, грубо говоря, проверяет поданные соискателями заявки на соответствие нормативным требованиям и представляет муниципалитету конкретный перечень кандидатов. В рамках комиссии не принимается конкретное решение о кандидатуре главы города – это целиком и полностью прерогатива муниципалитета Ярославля.
Кроме того, согласно федеральному законодательству, конкурс будет признан недействительным, если «в гонке» останется лишь один кандидат: голосование в муниципалитете в любом случае будет конкурентным. Отдельно хочу подчеркнуть, что голосование за кандидатуру мэра должно быть не тайным, а открытым, как и любые действия народных избранников.
В целом, я считаю саму постановку вопроса о том, кто «главнее» в данной ситуации из органов власти, неверной. Да, мнение депутатов весомо, исполнительная власть в любых вопросах должна его слышать. Но это никак не противоречит тому, что мэрия и муниципалитет в Ярославле должны работать как одна команда. Общаясь с жителями моего избирательного округа, простыми ярославцами, я слышу однозначную позицию – городу не нужен новый конфликт во власти. Отсутствие диалога будет ошибкой с любой стороны – как со стороны городской администрации, так и со стороны депутатов муниципалитета.
Нам нужно избежать поспешных решений и конфронтации – именно поэтому я предлагаю рассмотреть взвешенный формат работы комиссии по наделению полномочиями нового главы. Ярославлю нужен профессиональный Мэр и долгожданный Мир – тогда мы сможем уверенно и конструктивно решать серьезнейшие проблемы, стоящие перед городом. Мы должны перейти от политики и интриг к наведению порядка в городском хозяйстве, созидательной работе и развитию нашего города.