Большинство школ Ярославля обеспечивает питанием фактический монополист сферы — «Комбинат соцпитания». Компания является детищем Максима Вахрукова — сына экс-губернатора Ярославской области. Она накрывает столы в 88 школах: 83 — в Ярославле, еще четыре в Ростове, одна в Некрасовском районе. А также в детских садах и нескольких больницах.
Комбинат поставляет еду в больницы № 2, № 9, № 8, а также психиатрическую больницу и онкодиспансер.
Почти 80 тысяч детсадовцев и школьников каждый день ждут горячие обеды, содержимое которых нередко попадает в новостные ленты: то детей пельменями на завтрак кормят, то предприятие становится главным подозреваемым в массовом отравлении школьников. Мы побывали на внутренней кухне комбината, чтобы узнать кто, как и в каких условиях лепит котлеты и варит супы для детей.
Основная кухня предприятия находится на проспекте Ленина, смены здесь стартуют в шесть утра. Внутреннее помещение разделено двумя длинными коридорами: сначала идут цеха, где готовят горячее, затем склады с крупами и сладостями, а за поворотом спрятан кондитерский отдел. Устойчивая температура здесь разве что в длинном черном коридоре, по которому вывозят готовую продукцию на парапет к машинам. В отделе с готовой продукцией жарко, как в бане, у морозилок — становится жутко холодно.
Первый цех — горячие блюда. В огромных кастрюлях здесь варятся и парятся супы, гарниры и горячее, рядом собирают заготовки — что-то отправляют уже готовым, а что-то в виде полуфабрикатов.
Во всех детских садах повара готовят на местах из тех продуктов, которые привозит комбинат: очищенные овощи, мясные нарезанные заготовки.
— Мы всё делаем. Котлеты мы не покупаем, а лепим сами, — уверяет Марина Тураева, директор по дошкольному и школьному питанию.
Повсюду столовский запах — кажется, он впитался даже в стены. Он способен, перебив любой парфюм, въесться в одежду и остаться в волосах. Вокруг стоит гул — оборудование шумит, ножи стучат.
Часть продуктов складывают в пластиковые ведерки для того, чтобы у комбината были доказательства в своей невиновности на случай, если детям станет плохо. Это называется суточная проба.
Пробы каждого блюда должны храниться сутки на случай отравления детей, чтобы Роспотребнадзор мог взять анализы на проверку.
Следом идут «грязные» цеха, где делают заготовки: цех по производству полуфабрикатов. Сотрудники занимаются мясом: крутят фарш, режут гуляш или лепят котлеты.
При посещении комбината чувствуешь себя крохой. Объемы продуктовых запасов и размеры оборудования поражают.
Мясо для горячего хранят в морозильных камерах, температура в которых поддерживается в районе -16 градусов.
Следом идет цех обработки овощей. Его основную площадь занимает устройство для чистки картофеля.
Барабан с шершавой внутренней поверхностью чистит клубни, затем каждую картофелину вручную осматривают сотрудницы на наличие глазков, а дальше очищенные овощи еще раз промывают, высушивают и фасуют в вакуумные пакеты.
— За смену, за 8 часов мы производим около 5–6 тонн чищеной картошки. У нас есть проверенные ярославские поставщики, которые уже стали сажать картошку под нас, потому что не каждый сорт подходит для нашей машины, — рассказали сотрудники комбината.
Несмотря на то, что процесс автоматизирован, иногда происходят заминки. На комбинате работают люди, которые любят свое дело — это заметно по разговорам и горящим глазам, но цена за их труд мизерная.
— У нас большие проблемы с персоналом, потому что уровень заработных плат низкий. Постоянный дефицит кадров — текучка. Это ограничения для производства — физический труд людей. Когда люди с больничного не выходят, везем нечищенную картошку, — признается Тураева.
— С утра отгрузили, после обеда привезли новое. Берем в основном в маленькой упаковке. На наших складах продукты не застаиваются, — говорит Тураева.
Комнаты хранения и морозильные камеры тоже оборудованы по отделам — бакалея, сладости, соки и сухофрукты, курица и свинина. Что-то из коробок стоит прямо в коридоре.
— Обработка от грызунов по мере необходимости и по графику, — заверяет Марина Тураева. — Если кого-то заметим, сразу чистим.
Полностью готовые блюда отправляют только в школы и больницы. Детские сады готовят самостоятельно, то есть от комбината они получают очищенные и порезанные овощи, сырые котлетки или нарезанное кусочками мясо.
Говорят, что обновляют меню регулярно. Ранее мы изучали наполнение — там есть даже блинчики с вишневым фаршем.
Самое интересное на комбинате — кондитерский цех. Это самое жаркое и сладкое место. Здесь собирают идеально ровные пирожные, бисквиты и творожные кексы, а еще безе, коржики и печенье.
Во время экскурсии по комбинату соцпитания сотрудницы дали ответ на самую частую претензию к школьной еде — почему она холодная.
— Поднималась такая проблема — о приводе маленьких детей вовремя на завтрак. Допустим, буфетчик накрыл, детки должны вот-вот прийти. Звонок уже прозвенел, а в столовой никого. Ждем, ждем. И вдруг наш учитель почему-то решила, что она может задержать детей, объясняя какую-то тему, и пришла она на 15 минут позже. Что с макаронами? Они остыли, — поделилась Алла Русакова, уточняя, что 150 порций обеда можно накрыть за 15 минут.
Опозданием на обед можно обидеть поваров, но кто будет помнить о чувствах учителя? Настоящее противостояние: пищи духовной и насущной.
Вашему ребенку нравится питание в школе / детском саду?