В Ярославле общественники поспорили из-за полуразрушенного здания по адресу Советская, 50. Двухэтажный каменный домик долгие годы стоит обтянутым выцветшим фотобаннером с березами. Летом неказистую коробку скрывают деревья Лесного сквера (пересечение Республиканской, Советской и Победы), а зимой ее видно отовсюду.
Дом, построенный в Ярославле в самом начале ХХ века, привлек внимание координатора сообщества «Дороги Ярославля» Темура Абдуллаева. В своем блоге он высказался, что развалюху надо снести и построить на ее месте новое аккуратное здание. Градозащитница Ольга Мазанова не согласилась с ним. Увидев спор городских активистов, мы решили больше узнать про здание на Советской, 50.
Что это за дом такой
Пятачок земли, где стоит дом № 50, раньше принадлежал семье Понизовкиных. Там же стоял их особняк, не сохранившийся до наших дней. В начале ХХ века в этом историческом квартале построили двухэтажный дом, рассчитанный на восемь квартир. Известно, что строение с элементами стиля модерн восстанавливали и достраивали в 1926 году по проекту архитектора Алексея Суслова.
Понизовкины были выходцами из крепостных крестьян Даниловского уезда. Никита Петрович Понизовкин (1804 — ок. 1867), работавший в селе Кадниково на паточном заводе помещика А. П. Шубина, в 1839 г. открыл собственное паточное производство в деревне Дурково (село Бор, Некрасовский район). В 1848 г. Н. П. Понизовкин смог выкупиться на волю. В 1849 г. неподалеку от паточного завода был построен химический завод, на котором вырабатывались соляная кислота, нашатырный спирт, глауберова соль и другие химические вещества. В 1850 г. Н. П. Понизовкин становится купцом 2-й гильдии. Дело купца продолжили его сыновья.
Ценные декоративные элементы — эркер на втором этаже. Его поддерживают два кронштейна в стиле модерн, окна 1 и 2 этажа оформлены рамочными наличниками.
Эркер — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остекленная, улучшающая его освещенность и инсоляцию. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища.
Известно, что в начале 2000-х здание уже не использовалось. Долгие годы дом пустовал. Его то и дело перепродавали.
Согласно записям из ЕГРН, за последние 20 лет постройкой на Советской, 50 владели пять человек. В июне 2005 года дом приобрела некая Лусик Матевосян. В августе того же года дом купил Оганес Хачатрян. В апреле 2008 года здание перекупил Александр Гатиатулин. В мае 2009 года дом выкупило ООО «Авто-Трэйдинг» (кстати, по данным сервиса «Контур.Фокус», с 2021 года одним из учредителей компании числится депутат Ярославской областной Думы Яков Якушев).
В 2015 году дом выкупила Татьяна Евгеньевна Менькова. Она является конечным владельцем уже семь лет. По данным «Контур.Фокуса», в Ярославле в 2017 году было зарегистрировано ИП человека с аналогичными Ф. И. О. Основным видом деятельности ИП Меньковой Т. Е. является строительство жилых и нежилых зданий. Компания занимается также покупкой и продажей собственного недвижимого имущества, арендой и управлением собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Что будет с домом?
Мы спросили у поспоривших общественников, что бы они хотели видеть на месте развалюхи, обтянутой «березовым» баннером.
— Идеальным вариантом я вижу новое здание на этом месте, но визуально как старое. Восстанавливать это уже бессмысленно, ждать, пока стены рухнут на пешеходов, тоже опасно. Если желающих нет, а я понимаю, что это дорого, то да. Снести, посадить деревья, и парк будет как парк. Классно было бы кафе или ресторан, но там грустно с парковкой и я понимаю, что желающих будет очень немного вкладываться, — сказал общественник Темур Абдулаев.
— Это здание ценно тем, что фиксирует историческую линию застройки. Самое дешевое, что можно там сделать — металлические колонны, на которые можно поставить балки и сделать перекрытия. В исторических габаритах сделать крышу, отремонтировать фасады. Это здание — не памятник. Поэтому его можно спокойно отделать. Приспособить и под жилой дом, и под офисы. Там земля же «золотая» — центр города, — высказалась градозащитница Ольга Мазанова. — Сквер — это такая общественная зона, зеленая. Не хотелось бы, чтобы здесь была точечная многоэтажная застройка. Худший вариант — снос здания и строительство многоэтажки.
Мы заглянули в публичную кадастровую карту, чтобы выяснить, что можно делать на 1000-метровом участке земли в сквере, где стоит дом. Оказалось, что там можно вполне легально построить многоэтажку.
«Разрешенное использование — многоквартирные дома (девять и более надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду», — говорится в справке объекта.
6 апреля мы запросили в мэрии Ярославля информацию о судьбе здания и разрешенном строительстве многоэтажки на участке в городском сквере. Спустя полторы недели ответа на вопросы не последовало.