Урбанист и историк Игорь Свириденко рассказал, как в Ярославле в последние годы уничтожали уникальный район — «Пятерку». Он считает, что его уже не спасти, тем не менее просит чиновников сохранить то, что осталось. Публикуем его статью.
Есть в Ярославле уникальный район, называемый жителями города «Пятерка». И он прекрасен... А если точнее, мог бы быть прекрасен. Но то, что происходит сейчас, можно назвать по-современному — «реновация», или по-простому — снос старых домов и застройка многоэтажками.
Помнится, лет 15–20 назад, когда я приезжал на «Пятерку», я попадал в уникальный колоритный район, где был свой прекрасный мирок. Малоэтажные домики 40-х и 50-х годов, уютные зеленые дворики, где бабушки обсуждали проституток и наркоманов, а дети играли в войнушку. Парки, трамвай, который был всегда полон, и кинотеатр «Волга». Такого уникального советского наследия не было ни в одном районе Ярославля. Недаром «Пятерка» так полюбилась режиссерам, где снимали фильмы на советскую тематику. Здесь были сняты сотни произведений.
В 2021 году в условиях благоустроенности этот район можно было бы сделать одной из локаций для туристов города, где сохранились уникальные дома и быт советского прошлого, что уже на данный момент является историей. А если еще и восстановили бы советские вывески, запустить ретротрамвай, район стал бы абсолютно уникальным и стал бы машиной времени в архитектуру СССР в хорошем смысле слова.
Но на данный момент это почти уничтоженная история. Каждый житель города контактирует с городской средой. Его связывает история, переживания прошлого, знакомства и прогулки по «своим» местам, домам и тропинкам. Житель не контактирует с коробкой из 20 этажей, даже если он в ней живет!
Приехав сейчас на «Пятерку» мы увидим, как вместо восстановления советских симпатичных домиков происходит снос и застройка безликими 17-этажными зданиями, а район превращается в очередное Брагино. Вместо уникальности — очередной многоэтажный «спальник», коих тысячи в каждом городе, делая их абсолютно одинаковыми. С их серыми «коробками», с кучей асфальта и машинами, сетевыми супермаркетами и наливайками. А те здания, которые сохранились, либо полуразвалены, либо мерзко закрашены под магазины на первых этажах, что превращает их в «базар-вокзал» за неимением дизайн-кода, за который я ратую уже больше года.
Не в обиду брагинцам, но кому вздумается везти туристов в Дзержинский район? Рыночек порешал, как говорится. Мэрии города выгоднее снести дома на лакомых участках, продать землю застройщику, а тот в свою очередь строит ультрапростые дешевые и убогие «коробки», с максимальной этажностью, так как площадь ограничена. А город разрешает вколачивать «коробку» максимальной высоты, так как это выгодно застройщику. Мэрия зарабатывает. Задача — заработать максимально простым путем. Не путем восстановления уникального советского наследия, привлекая туда бизнес и туристов, а путем продажи земли застройщикам, превращая старинный уникальный малоэтажный, исторический город в аналог Набережных Челнов или Тольятти. Это тупиковый путь. Путь в никуда. Дорога в серость и безликость города.
Дело в том, что процесс благоустройства района требует больше времени и небезразличия к будущему города. Всё это, как правило, относится к коренным ярославцам в управлении, чем наша мэрия не является, к сожалению. Очень похожая ситуация с Красным Перекопом, где огромный туристический потенциал, с Павловским парком, имперской мануфактурой и церквями. Я не против чего-то нового и не сторонник развалин. Дело в том, что эти дома могли быть вовсе не развалинами, как сейчас, если бы управлению был интересен город и его облик будущего. Взгляните на европейский опыт, где малоэтажные исторические дома восстанавливают, благоустраивают, привлекают бизнес, озеленяют и делают туристически привлекательными.
Скорей всего, в данных реалиях «Пятерку» уже не спасти. Есть информация, что земля активно продается под новые застройки «коробками». Но я хочу, чтобы мэрия услышала мои слова, и сохранила и восстановила те остатки истории, которые еще живут. Это улицы Чкалова, Розы Люксембург и Карла Либкнехта. Хотя, кому я это говорю?