Мария Кокарева из Ярославля поучаствовала в спасении птиц на черноморском побережье после разлива нефтепродуктов. Девушка несколько дней работала в стационаре, где лечат пернатых. Она своими глазами увидела, что происходит в окрестностях Анапы после катастрофы.
«В первый день привезли 200 птиц»
Мария учится в магистратуре ЯрГУ имени Демидова, является ассистентом кафедры экологии и зоологии. Она увидела объявление о наборе волонтеров для помощи птицам и решила поехать.
— В такой ситуации особенно нужны ветеринарные врачи, орнитологи, биологи и экологи, — объяснила Мария.
Девушка работала на месте три дня — с 21 по 23 декабря.
— Когда мы приехали, нас распределили по точкам. Кого-то прибирать пляж, кого-то отмывать птиц. Я поехала в стационар. Он располагался в Витязево, как я поняла, на базе какого-то санатория. Туда доставляли уже отмытых птиц для оказания им ветеринарной помощи, — рассказала ярославна.
Витязево — поселок в Краснодарском крае, входит в состав муниципального образования «город-курорт Анапа».
По словам Марии, в первый день она пробыла в стационаре до половины первого ночи. Им привезли около 200 птиц. В следующие дни наплыв «пациентов» был чуть меньше, но работы у ветеринаров и их помощников всё равно хватало. Люди работали с восьми утра и до десяти вечера.
— Профессиональный ветеринарный врач оценивал состояние птиц, назначал процедуры. Птицам давали сорбент, чтобы справиться с отравлением мазутом. Кому-то требовалось более серьезное лечение. Я помогала ветеринарным врачам, вела учет птиц и выполняла другую работу в стационаре, — рассказала Мария.
Среди пострадавших птиц больше всего чомг.
Чомга (или большая поганка) — вид водных птиц. Размером чомга немного меньше утки. Длина тела — около 46–51 см. Это птица с тонкой шеей и удлиненным прямым клювом. Спина буровато-рыжая, живот, шея и голова белые. В весеннем оперении на голове у чомги вырастают два темных пучка перьев, похожих на «ушки», и рыжий «воротничок» вокруг шеи. Зимой такого оперения у птиц нет.
Птиц держали в индивидуальных коробках, на дно которых помещали одноразовые пеленки. Коробки закрывались, чтобы птицы не вылезали. Но некоторые пернатые были настолько ослаблены, что даже не пытались этого делать.
После лечения птиц отправляют в реабилитационный центр, который располагается также в Витязево. Сколько они проведут там, пока не известно. По словам Марии, пока не будет очищена среда обитания, выпуск пернатых невозможен.
«До сих пор кляксы мазута»
За всё время пребывания в Витязево Мария только раз смогла дойти до пляжа.
— На тот момент загрязненный песок на побережье уже был собран в мешки. Но всё равно до сих пор на берег выбрасывает небольшие кляксы мазута. Его очень трудно отмыть с обуви, — поделилась наблюдениями Мария.
По словам девушки, очень много людей сейчас борется с последствиями катастрофы.
— Очень много неравнодушных людей среди местных. Многие стараются помогать чем только могут. Приезжают волонтеры из других регионов. Организован сбор гуманитарной помощи. Волонтеров снабжают едой, инвентарем, средствами индивидуальной защиты, — отметила ярославна.
Напомним, 15 декабря в Керченском проливе во время шторма потерпели крушение два танкера с мазутом. 3700 тонн нефтепродуктов оказались в море. Мазутное пятно отнесло к побережью и стало выбрасывать на берег. В Анапе ввели режим ЧС. Сейчас идет очистка пляжей и спасение птиц, многие из которых оказались перепачканы мазутом.