Год назад мы были в гостях у компании «Яндекс» и обратили внимание на стоящий у офиса автопилотируемый Toyota Prius +. Проект анонсировали за три недели до этого, и трудно было избавиться от ощущения, что это не более чем имиджевый шоу-кар для привлечения публики на выставках и презентациях. Но вот прошел год, и сегодня впору ставить вопрос по-другому: они в самом деле хотят избавиться от таксистов за рулем?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/86/dd/15/86dd155bf00f71d3e10b27b2ac59d12b/656x369_1_fdd91e1749dfa87f2eca3eabc9d9efe8@1280x720_0xR4G6MnQS_4649543056069888083.jpg.webp)
Скепсис насчет автопилота понятен: фантасты грезят о нем много лет, но пока единственным производителем, который рискнул ставить автопилот более-менее серьезного уровня на серийные автомобили, остается Tesla. Да и то со множеством оговорок, например, после череды аварий компания разъяснила, что система является лишь ассистентом вождения и требует полной сосредоточенности водителя.
А вот первое видео, которое «Яндекс» распространил год назад: Prius+ ездит по закрытой территории, лихорадочно дергая рулем, будто курсант автошколы.
Но прошло полгода, и создатели автопилотируемого Prius попытались ответить на традиционный для России вопрос, пригоден ли автопилот к езде по нечищеным дорогам и в темноте. Испытания проводились на полигоне, отдаленно напоминающим обычную дорогу: здесь были светофоры, пешеходы, места для разворота.
Самое яркое видео выпустили в начале этого года: автопилотируемое такси ездит по улицам Москвы, и пусть оно не разгоняется выше 25 км/час, зато распознает угрозы, протискивается мимо запаркованных машин, различает край дороги и ориентируется на перекрестках.
Кстати, эти испытания обнажили известную проблему автопилота: его легальный статус. Четких норм, разрешающих использование автопилота в России, пока нет, а ГИБДД Москвы запретило проводить испытания в мегаполисе, пока не будет доказана безопасность технологии. Впрочем, и наказать водителя беспилотника сложно — способа доказать, что он использовал режим автопилота, нет.
Следующий публичный выход автопилота состоялся на трассе М-7, где за 11 часов Prius+ одолел 789 км от Москвы до Казани. По утверждению самой компании, 99% он ехал в режиме автопилота. Средняя скорость получилась на уровне 72 км/час — не хуже, чем у живого водителя, если тот едет с соблюдением правил.
Помимо многополосного участка с разделительным барьером, путь до Казани включал и более сложные отрезки, где разрешен обгон, а финальная часть пути прошла в темное время.
Устройство «Яндекс»-автопилота классическое: он включает мощный процессор с возможностью машинного обучения, видеокамеры для распознавания знаков, сигналов светофора, пешеходов, а также лидары — оптические дальномеры, которые позволяют машине получать виртуальный «слепок» местности.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/18/1b/c3/181bc389b401d39a7bcdf17758629c86/656x500_1_550a002f7fda67f48db97fe422b2401a@1009x768_0xMDhTf9lE_4540246552934776502.jpg.webp)
Потенциально автопилот может быть гораздо более зорким, чем водитель: например, технология V2V позволяет беспилотникам обмениваться информацией, предупреждая друг друга о ямах, сложных участках и аварийных машинах. Технология V2I — это «общение» с объектами инфраструктуры, например, автопилоту не обязательно видеть светофор — он может получить данные дистанционно. Автопилоты имеют доступы к сервисам картографии и навигации, поэтому у них всегда есть «ожидания» о том, что ждет впереди.
И, кстати, не все знают, но для обучения искусственного интеллекта используют в том числе виртуальную реальность, включая даже… весьма достоверную игру GTA5.
Мы отправили два запроса в компанию «Яндекс» с просьбой рассказать подробности о технологии и, главное, о перспективе ее масштабного применения. В обоих случаях нам ответили, что разговор преждевременный. Подобную закрытость можно понять: технология еще слишком молодая и легко становится объектом критики. Но все-таки есть ли в ней практический смысл?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/a8/60/2ca860d013a5e33baa673e4374c14460/656x492_1_c6ed43bbfa055cab6e2e19d84de3211c@1024x768_0xm9A2mC68_3235140232940268943.jpg.webp)
Разрозненные элементы автопилота встречаются на серийных автомобилях, например, Volvo XC90 может самостоятельно двигаться в пробке, SKODA Superb умеет подруливать в пологих поворотах, Citroen C3 Aircross распознает запрещающие знаки, а есть еще многочисленные системы автопарковки, активные круиз-контроли, системы распознавания пешеходов и так далее. Объединив все электронные ассистенты, уже сейчас можно получить серийный автомобиль, который, если и не будет полностью автопилотируемым, заберет на себя половину водительских обязанностей.
Но проблема, как известно, в другом — до сих пор неясно, кто несет ответственность в случае ДТП с автопилотируемым автомобилем. Производители не готовы взять на себя все риски, поэтому водитель по-прежнему остается крайним — он должен следить за дорожной обстановкой и в сложных ситуациях брать управление на себя. Но в таком подходе есть много лукавства: сохранять концентрацию сложно даже профессиональным испытателям.
Скандалы на этой почве происходят постоянно: в Аризоне автопилотируемый прототип компании Uber сбил внезапно появившуюся на дороге велосипедистку, и ситуация, кажется, застала женщину-испытателя за рулем врасплох. В другом громком ДТП, когда Tesla Model S влетела в белый автопоезд, не распознав его на фоне светлого неба, погибший водитель перед столкновением читал Гарри Поттера. Недавний наезд Tesla Model S на стоящий пожарный автомобиль тоже не обошелся без ротозейства: девушка-водитель слишком заигралась со смартфоном, причем деактивировав автопилот.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/f4/0e/7df40ea8d7bf335cce7f769b0cff0b67/656x438_1_77ffc1f47b405dafbdf394e1e65da697@1024x683_0xpCEDoCj2_1831507737456786008.jpg.webp)
Впрочем, уже в августе Tesla обещает представить девятую версию своего автопилота, которая станет абсолютно независимой от водителя. А многие прототипы автомобилей, которые показывают на автосалонах сегодня, не имеют руля вообще. Такие системы называются автопилотом пятого уровня, и все меньше сомнений, что рано или поздно они станут нормой.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/10/b2/d7/10b2d7e590eb6f41c6f20a04ba12f815/656x492_1_d9117dd2e817f4303978c1f59094c3bc@1280x960_0x4acMFaC2_2767946108349530869.jpg.webp)
Автопилот вряд ли будет абсолютно безаварийным, по крайней мере, в переходный период. Только ему этого и не надо: люди сочтут технологию приемлемой, как только среднее количество автопилотируемых аварий будет меньше, чем аварий обычных.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f2/cc/2d/f2cc2d3af229c6bf5c4acdbc4f9a5cca/656x492_1_a6ffbeb0cbb79f0b58055e45da35368e@960x719_0xlPLnIxnT_6652054498214702394.jpg.webp)
Для сервисов такси проблема стоит особенно остро: череда громких происшествий с брендированными машинами сказывается и на имидже материнских компаний. В числе причин часто называют утомляемость водителей из-за ненормированного рабочего дня, несмотря даже на попытки компаний контролировать процесс. Другим фактором является желание водителей заработать, что предполагает достаточно интенсивную езду. Это как раз те области, где хладнокровный и неутомимый автопилот может дать фору среднестатистическому таксисту.
А есть и еще одна мотивация — экономическая. Например, во время интервью один из таксистов рассказал, что зарабатывает порядка 3–4 тысяч рублей за смену. Даже если вычесть амортизацию автомобиля и прочие расходы и предположить, что заработок составляет в районе 2 тысяч рублей, в год выходит около полумиллиона. Если добавить к этому способность автопилота работать за троих водителей (то есть круглосуточно и без выходных), за год набежит разница этак в миллион, что сравнимо с ценой всего автомобиля, а не только автопилота. Правда, нужно иметь в виду, что компании вроде «Яндекс.Такси» и Uber выполняют роль диспетчеров, оказывая, по сути, информационные услуги. Но для классических перевозчиков со своими автопарками расходы на заработную плату водителей составляют одну из самых значимых статей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/ac/e7/a2ace779d61fe86a9366d1221ee3ac7a/656x441_1_fe0359a92257ab17d9fcd58cfd028b15@1024x688_0xqkqJLOcj_9767204520895726208.jpg.webp)
Стоимость серийных автопилотов, кстати, оценивают по-разному, например, Volvo прогнозирует цену на уровне $10 тысяч (порядка 620 тысяч рублей), «бюджетная» Tesla Model 3 предлагает автопилот за доплату в $5 тысяч, а General Motors выпускает ассистента для езды по трассе по цене около $2,5 тысячи. Вероятно, стоимость автопилотов при их массовом производстве будет заметно ниже.
А потому интерес к автопилоту у такси-сервисов отнюдь не праздный. Пока сыровата и технология, и законодательство, но за последние десять лет прогресс в области автомобильных беспилотников весьма заметен. Как заметно и стремление избавиться от самого непредсказуемого звена в автомобиле — водителя.
Артём Краснов