На днях синоптики официально объявили, что в Центральном регионе заморозков больше не ожидается, а потому автомобилисты могут смело «переобуваться» в летнюю резину. Для кого-то это повод проверить протектор на старых покрышках, а кому-то предстоит покупка новых.
Для летних шин минимальная остаточная глубина протектора должна быть не меньше 1,6 мм, а для зимних – не меньше 4 мм. В противном случае колеса не будут обеспечивать надежного сцепления с дорожным полотном, и потому использовать их категорически запрещается.
Износ шин зависит от множества различных факторов, которые условно можно разделить на две категории:
Конструктивные. То есть, те, которые изначально задаются производителем, а именно: состав резиновой смеси, соблюдение технологического процесса во время производства, конструкция профиля и дорожного рисунка и прочие исходные характеристики.
Эксплуатационные. Причины данной группы напрямую зависят от владельца автомобиля. В первую очередь, от его манеры езды, скоростного режима, угла установки колес и давления в шинах. А также от температуры окружающей среды и состояния дороги.
И если с факторами первого порядка мы справиться не в силах, то повлиять на вторую категорию вполне реально. Поэтому мы подробно рассмотрим основные эксплуатационные факторы, влияющие на износ покрышек.
Давление в шинах. От данной величины зависит качество и размер пятна контакта шины с дорожным покрытием. Если давление слишком высокое, со временем протектор будет сильно изнашиваться в центральной части. Давление ниже требуемого наоборот повышает износ в плечевых зонах покрышки. Лучше всего поддерживать рекомендуемое давление в шинах, и проверять его только на разогретых покрышках.
Углы установки колес. При нарушении развала или схождения передние шины начинают неправильно соприкасаться с дорожным полотном, что приводит к появлению зон чрезмерного износа. Это может быть, к примеру, сильный износ внешних или внутренних краев колес передней оси. Сильный, но равномерный износ покрышек может быть вызван нулевым развалом.
Манера езды. Резкие старты с пробуксовкой способствуют усиленному стиранию дорожного рисунка ведущих колес. А активное торможение в пол с блокировкой колес – к появлению на покрышках локальных пятен с большим износом протектора. Также неравномерный износ возникает при закладывании крутых виражей на скорости, использовании ручника при движении и прочих элементах спортивного вождения.
Балансировка колес. Если колесо не уравновешено во всех осях симметрии, возникают центробежные силы с разными векторами приложения, что создает вибрацию колеса и разнонаправленные нагрузки на ступицу. Это, в свою очередь, приводит к печальным последствиям: несущие узлы подвески гораздо быстрее изнашиваются (обычно страдают подшипники ступицы), может возникнуть даже угроза потери колеса. Неравномерность нагрузки на протектор вследствие вибрации колеса приводит к тому, что покрышка быстрее изнашивается.
Состояние дорог. Неровности дороги, ямы, гравий или острые стыки повреждают протектор шин и даже могут вырывать куски резины. И чем ровнее дорожное полотно, тем меньше вероятность получить механическое повреждение протектора или боковины, ну, и как следствие, покрышка прослужит значительно дольше. Учитесь объезжать ямы.
Нагрузка на шины. Превышение рекомендуемой грузоподъемности, особенно для коммерческих микроавтобусов и легкогрузовых авто, приводит к деформированию покрышки и изменению области контакта с дорожным полотном. Это провоцирует активный износ всех элементов шины. Кроме того, превышение допустимых нагрузок может стать причиной разрыва корда.
Таким образом, для того, чтобы автошины прослужили максимально долго, необходимо периодически проверять в них давление, регулярно балансировать (в среднем – каждые 5000 км), следить за состоянием подвески, рулевого управления, контролировать развал-схождение, а также практиковать умеренный стиль езды. Соблюдая эти нехитрые правила, можно добиться неплохих показателей пробега в 50-60 тысяч километров для легковых шин, и 80-90 тысяч для легкогрузовых.