На этой неделе Министерство образования наконец-то представило широкой общественности новые программы по обучению водителей с учетом введенных в этом году категорий и подкатегорий. Новый документ уже вызвал изрядную волну критики со стороны автошкол и учеников. Но есть и плюсы: в течение ближайших 11 дней любой житель России может внести свои предложения по изменению предложенных программ.
По замыслам авторов, в ближайшее время в нашей стране должно исчезнуть такое понятие, как «автолюбитель», теперь в автошколах решено вести подготовку по профессии «водитель» со всеми вытекающими, так сказать. Например, теоретический курс решено увеличить практически вдвое, перед тем как сесть за руль, ученикам придется овладеть глубокими познаниями в области физики, психологии и социологии. В базовый цикл лекций включены такие темы, как «Гидроскольжение и аквапланирование шины», «Силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении», а также изучение «причин агрессии и враждебности у водителей», и даже «Влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя». А вот курс первой помощи, наоборот, будет сокращен с 24 часов до 16. Интересно, что и количество практических занятий увеличится весьма незначительно.
Проект приказа Минобрнауки, утверждающий «примерные программы профессионального обучения водителей», состоит из 766 страниц, где подробно представлены программы обучения для всех 16 категорий. Так, права категории «М» можно будет получать уже в 16 лет, обучение на эту категорию продлится 102 часа: 74 часа теории и 28 часов практики.
«Пока никаких положительных эмоций от этого документа лично у меня нет, – рассказывает председатель ярославского областного отделения ВОА Валерий Орхипов. – Наше всероссийское общество планирует собраться для обсуждения новой программы на следующей неделе в Москве. Там мы все вместе планируем выработать документ, который, надеюсь, повлияет на ситуацию. Потому что то, что предлагают принять сейчас, это покруче подготовки космонавтов».
В 2012 году в Ярославской области водительские права получили 18 905 человек.
Действительно, если количество часов теории для «нулевиков» возрастет со 106 до 212, то, как вы понимаете, это не только значительно «растянет удовольствие», но и приведет к очень серьезному удорожанию обучения. Огромные затраты придется понести и самим автошколам, если предлагаемые программы примут без поправок. Выдержать такие финансовые нагрузки сможет далеко не каждый комбинат по подготовке водителей. И все же и учителя, и ученики очень надеются, что образовательный документ утвердят как можно скорее, потому что люди уже устали от множества нестыковок.
«Я училась вождению у частного инструктора на машине с автоматической коробкой, говорили, что я на ней же смогу сдать экзамен в ГИБДД, – рассказывает кандидат в водители, жительница Ярославля Юлия Белова. – С июля оказалось, что экзамен можно сдавать только на автомобилях от ГИБДД, но таких машин не было. А теперь я вообще не имею права сдавать экзамен на «автомате», поскольку ранее вообще не было утвержденных программ для обучения на подобную категорию. Как так? Мне что начинать все сначала? Сколько еще времени и денег на это уйдет?»
Пока бывший служебный «Форд»-«автомат», переделанный в экзаменационный автомобиль, пылится без дела на стоянке областной Госавтоинспекции.
Законотворцы обещают, что терпеть осталось недолго. Сейчас новые образовательные программы выставлены на общественное обсуждение. К слову, подробнее с ними вы можете ознакомиться здесь. Там же указаны контакты, по которым любой из нас может направить свои претензии к документу и пожелания. Но торопитесь, срок всенародного обсуждения истекает 10 декабря.