Неужели ПДД настолько плохо знают, чтобы о них приходилось напоминать по телефону? Именно таким способом столичные власти намерены популяризовать дорожные правила среди граждан. Заручившись поддержкой операторов, они планируют напоминать водителям и пешеходам о правилах поведения на дороге. Но пойдут ли операторы на подобное беспокойство своих клиентов, будет ли эта «долбежка» эффективна и не возымеет ли она обратный эффект? Ведь мало кого радует назойливая рассылка.
Предполагается, что «напоминалки» будут приходить в виде запоминающихся, эмоциональных лозунгов, а не простых выдержек из свода правил с их кондовым юридическим языком. С одной стороны, никому не помешает перед выходом на улицу еще раз напомнить о внимательности или скоростных режимах. Но навязанный сервис многими воспринимается негативно – как очередной спам. Особенно если человек ждет действительно важное сообщение, а ему приходят назидания, или когда эта СМС – десятая за день рассылка.
«Вряд ли в этих сообщениях будет какая-то ценная информация – формат не позволит. А то, что нужно останавливаться на красный свет или пропускать пешеходов на переходе, я и так знаю. Если и делать рассылку, то лучше писать о том, что где-то изменили режим работы светофора, о пробках, – считает водитель Илья Каримов. – Ну или ориентировать эти эсэмэски на пешеходов – некоторые из них в глаза не видели книжку с правилами! Еще им не помешало бы напоминать, что там-то убрали пешеходный переход и нечего там ходить!»
Наш собеседник переходит на личности, точнее, на категории участников движения, но рассылка не адресная. Вряд ли абонентов будут разделять по статусу: и пешеходам, и водителям – одинаковая информация. То есть авторам сообщений придется постараться, чтобы сделать их универсальными, полезными и для тех, и для других. При этом, как правильно заметил автомобилист, вряд ли абонентам сообщат что-то за рамками банальности. Скорее, эти СМС будут иметь накопительный эффект. Сами по себе уникальной информации они не несут, но, когда изо дня в день вам напоминают о том, что перед зеброй нужно притормаживать, а говорить по телефону без handsfree во время движения нельзя, невольно начнешь поступать по уму.
Еще спорный момент: одно дело правила не знать, другой – их не соблюдать. Эксперты не раз повторяли, что нарушают не по незнанию, а из-за своей расхлябанности, самоуверенности и безнаказанности. Если на водителя не действуют встречи с инспекторами, штрафы и даже лишения прав, какой толк от СМС?
Пожалуй, эффекта можно достичь, воздействуя на самую вменяемую публику – детей и подростков, в которых еще можно воспитать элементарные понятия о безопасности.
«На молодое поколение это еще может как-то подействовать. А зачем опытному водителю эти SMS? Или тому, кто и так правила соблюдает? У меня за день приходит множество всяких рассылок, я их даже не читаю. Да и как можно оценить эффект от такого рода пропаганды? – говорит директор автошколы «АРТэС» Сергей Артемьев. – На мой взгляд, это пустая трата денег, которые можно было бы пустить на другие формы работы по безопасности. Установить дополнительные знаки, зарплату инспекторам повысить, провести дополнительные занятия по БДД для школьников наконец». Сам формат СМС у экспертов вызывает сомнения. Вдруг водителю приспичит прочесть его во время движения, это и запрещено, и небезопасно. Впрочем, и пешеходы, уткнувшиеся взглядом в телефон и переходящие дорогу, – неприкрытая опасность. Представляете, если из-за сообщения о правилах дорожного движения случится авария?
Кроме того, чтобы организовать рассылку, нужно получить согласие абонента: «Согласно закону о рекламе, рекламные СМС-рассылки допускаются только при условии предварительного согласия абонента. Исключение – рассылки оператора, касающиеся услуг связи, так как они предусмотрены абонентским договором», – поясняет старший специалист по внешним коммуникациям филиала ОАО «ВымпелКом» Евгения Кох. «Операторы не имеют право передавать базу данных третьим лицам, независимо от того, кем является это третье лицо – правительство субъекта федерации или кто-то еще, – поясняет управляющий партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева. – Если абоненту приходит рассылка, на которую он не давал согласие и она не предусмотрена абонентским договором, можно обращаться с заявлением в антимонопольную службу».
Согласитесь, большинство людей вряд ли добровольно пойдут на то, чтобы их эфир заполняли сообщения не по делу. Пусть даже бесплатные. Водители намного охотнее читали бы СМС о том, какие магистрали забиты до отказа, где перекрыли дорогу и как можно объехать весь этот беспорядок.