— Подумали бы о людях! Как нам в больницу добираться? Я опоздаю к врачу! — возмутилась пожилая женщина в трамвае № 5 после того, как водитель по громкой связи объявила, что с сегодняшнего дня конечной остановкой в Брагине станет улица Волгоградская.
— Это вопрос не к водителю, — ответила вагоновожатая.
— Я понимаю, что не к водителю! Буду Евраеву писать! Пусть хоть первый автобус туда продлят! — ответила пассажирка.
7 июня в Ярославле закрыли для движения участок трамвайных путей в Дзержинском районе от улицы Волгоградской до больницы № 9. Этот отрезок станет вторым после улицы Блюхера, где пройдет реконструкция рельсов в Дзержинском районе.
В первый же день на участок вышли работники подрядной организации, чтобы начать снимать старые пути и контактную сеть, освобождая место для новых.
— Работы проводит подрядчик, нанятый компанией «Мовиста регионы Ярославль». Мы контролируем процесс. Всё имущество — старые рельсы, контактная сеть — наше. После демонтажа направляется на наш склад, — пояснил 76.RU директор «Яргорэлектротранса» Денис Пырлог.
О том, что движение частично закроют, власти сообщали заранее. Накануне на остановках повесили предупреждающие объявления. Но на них обратили внимание далеко не все, а кое-где бумажек уже и вовсе нет. В итоге информация дошла не до всех пассажиров. Многие узнавали о сокращении трамвайного движения, только придя на остановку или уже сидя в вагоне.
— Люди всё равно приходят, я с семи утра всем говорю, что трамваи не ходят, — рассказала порталу 76.RU Светлана — продавец ларька на остановке на улице Бабича.
На ставшей конечной для трамвая № 5 улице Волгоградской из каждого подъезжающего вагона выходят хотя бы по несколько пассажиров, которые тоже не слышали о закрытии движения.
— Я здесь живу недалеко, на улице Строителей, часто езжу в больницу в центр, возвращаюсь всегда на трамвае № 5. Не знала, что они теперь ходят только до Волгоградской, теперь дальше, видимо, придется пешком идти, — рассказала женщина по имени Нина.
Специального транспорта, замещающего закрытый участок трамвайных путей, пускать не стали. Пассажирам предлагают добираться на уже существующих автобусах, которые идут по улице Бабича. Тем более что их целых пять: № 23, 97С, 58, 62, 70, 77. Но есть один нюанс. Большинство пассажиров, которые ездили на «пятерке» до конечной, направлялись в больницу № 9. Из автобусов самые удобные маршруты для этого — № 23, 70, 77. А они, как говорят люди, ходят редко.
— Мы ждем автобус № 23, уже минут 20 стоим! А 70 и 77 вообще не дождаться, — негодуют на остановках пенсионеры.
Судя по расписанию, опубликованному на сайте «Яргортранса», интервал движения автобусов № 23, действительно составляет 20–30 минут, автобусов № 70 и 77 — 30–60 минут.
— А если по какой-то причине рейс отменят, нам сколько здесь стоять? Трамваи ходили гораздо чаще! — возмущаются люди.
Но есть и те, кто позитивно относится к происходящему.
— Менять пути надо! А мы потерпим, — считает жительница проезда Моторостроителей Валентина.
Напомним, в Ярославле в рамках концессионного соглашения, которое в конце 2022 года правительство Ярославской области заключило с компанией «Мовиста Регионы Ярославль», планируется замена 45,3 километра трамвайных путей, обновление 8 тяговых подстанций, покупка 47 новых трамваев, реконструкция двух путепроводов и трамвайного депо. Срок реализации проекта — до конца 2025 года. Затем в течение 20 лет «Мовиста Регионы Ярославль» сможет пользоваться этим имуществом и получать прибыль от трамвайных перевозок. По истечении указанного срока трамвайное хозяйство обратно перейдет в пользование города или области.
В 2023 году начались работы по замене путей на ветке на улице Блюхера. В апреле 2024 года власти Ярославской области объявили, что ради ремонта остальной части трамвайных линий с 1 августа в Ярославле собираются полностью закрыть трамвайное движение на год. Но в мае губернатор Михаил Евраев сообщил, что движение будут останавливать поэтапно.
Сначала стартует ремонт участка от разворотного кольца у больницы № 9 до кольца на улице Волгоградской в Дзержинском районе. С июля работы переместятся на участок от улицы Волгоградской до трамвайного депо. Завершить ремонт в Дзержинском районе должны до конца 2024 года. В этот период продолжит функционировать ветка на «пятерку» и в центр. На ремонт она закроется с 1 января 2025 года. В это время собираются открыть движение в Дзержинском районе, построив разворотное кольцо в районе ТЦ «Рио».