В Ярославле на этой неделе будет разыгран аукцион по выбору перевозчика, который будет работать на 176-м автобусном маршруте. Требования у заказчика довольно жесткие. Например, автобусы должны быть среднего класса вместимости и обязательно новыми — не старше одного года; их экологический класс не может быть ниже пятого; тип кузова — обязательно низкопольный или полунизкопольный; вместимость пассажиров с учетом инвалида-колясочника — не менее 49 мест; количество рабочих дверей — не менее двух. В автобусах также должны быть сенсорные экраны для пассажиров, валидаторы для бесконтактной оплаты проезда, семь видеокамер, инфракрасные датчики и так далее.
Согласно условиям аукциона, перевозчик должен обеспечить работу семи автобусов, а также не менее одного резервного. Под такие шикарные для здешней местности параметры сегодня не подходит ни один автобус, работающий в Ярославле. То есть нормальный транспорт будет обслуживать пассажиров только на этом маршруте, а остальным придется терпеть дальше, ведь при розыгрыше новых городских маршрутов ужесточения требований пока не будет.
— Автобус 176-го маршрута — это полномочия региона, — объяснил урбанист Денис Харитонов. — С одной стороны, чем комфортнее для пассажира, тем лучше. С другой стороны — возможно, создается излишняя конкуренция для городского транспорта, что приведет к падению денежного потока на нем, так как эти автобусы практически полностью дублируют маршрут городских автобусов № 76. Возможно, лучше было бы объединить эти два маршрута в один, что повысило бы эффективность работы.
Официально 176-й автобус считается пригородным и не входит в структуру городской пассажирской сети. Но по факту почти весь его маршрут проходит по Ярославлю — от вокзала Ярославль-Главный по улице Свободы и Московскому проспекту до выезда из города с конечной остановкой в поселке Щедрино.
Аукцион состоится 24 июня. Контракт планируют заключить менее чем на четыре месяца — до середины октября. Власти готовы потратить на работу перевозчика за это время почти 20 миллионов рублей из регионального бюджета.
Власти говорят, что это только пилотный маршрут и, мол, дальше комфортных автобусов станет больше. Именно 176-й, по словам чиновников, был выбран с точки зрения оптимального пути следования автобуса по городской и пригородной части Ярославля.
— Отдельно стоит отметить, что одна из ключевых особенностей системы — переход на брутто-контракты, — подчеркнули в Департаменте транспорта Ярославской области. — Это подразумевает, что теперь перевозчик получает выручку не за количество перевезенных пассажиров, как было ранее, а за транспортную работу. Это позволит перевозчикам сосредоточиться на качестве предоставляемой услуги. В целом мы заинтересованы в том, чтобы на маршрутах работали надежные перевозчики, способные в полной мере обеспечить безопасность и необходимый уровень комфорта при осуществлении пассажирских перевозок.
Напомним, этим летом в Ярославле пройдет второй этап так называемой транспортной реформы. Кардинально транспортная схема в Ярославле поменялась 14 июля 2021 года. Власти изменили большую часть маршрутов, заново перераспределили их между выигравшими конкурс перевозчиками. У некоторых фирм прослеживаются связи до подмосковных Люберец, откуда приехал экс-мэр Владимир Волков. Договоры с транспортниками мэрия заключила на один год, обещав затем пересмотреть все плюсы и минусы. Прошло пять месяцев, и депутаты муниципалитета потребовали досрочно перейти ко второму этапу реформы. Причина — вал жалоб на работу транспорта: задержки автобусов, отмены рейсов, толкучка. Исправить ситуацию врио губернатора Михаил Евраев решил радикально — с помощью новых перевозчиков из Москвы и Питера, с которыми экстренно заключили контракты. Всего им обещают передать 12 маршрутов. Жалоб меньше не стало, скорее даже больше.