Зимняя уборка города — одна из главных задач мэрии Ярославля. Это та работа чиновников, которая непосредственно отражается на качестве жизни в городе. Либо ярославцы ходят и ездят по чистым и ровным дорогам, либо их обливает грязной жижей, либо они рискуют получить травму на льду.
К сожалению, в Ярославле зима на улице — это ад для пешехода и мучение для автомобилиста. Сезон 2020–2021 оказался настолько провальным в плане уборки, что даже Госавтоинспекция не выдержала и выругалась публично на своих страницах в соцсетях:
— Госавтоинспекцией Ярославской области отмечается неудовлетворительная работа дорожно-эксплуатационных служб по нормативному содержанию улично-дорожной сети области, в особенности на территории Ярославля. Только за прошедшую неделю в отношении владельца дороги вынесено 20 определений о возбуждении дел об административных правонарушениях, в выходные дни сотрудники Госавтоинспекции составили 38 актов о неудовлетворительном состоянии уличной дорожной сети областного центра, 33 из которых не были устранены в сроки, установленные законодательством РФ.
Самые распространенные недостатки — наледь на проезжей части, снежный накат и снежные отложения.
Фото с дорог это иллюстрируют.
Кто конкретно за это в ответе
В этом году в городе тестируют новый принцип ответственности за уборку улиц. Крупные магистрали первой категории (четыре и более полосы движения) и второй категории (две-три полосы движения) убирает городская компания «Горзеленхозстрой».
— По муниципальному заданию «Горзеленхозстрой» производит уборку улично-дорожной сети первой и второй категорий во всех районах города, — пояснили в департаменте городского хозяйства мэрии Ярославля.
Основным направлением работы «Горзеленхозстроя» всегда была садово-парковая деятельность. Организация не специализировалась на уборке улиц.
Третью и четвертую категории дорог отдали убирать частным подрядчикам, а всю ответственность за эту работу возложили на администрации районов. Объясняем: раньше город нанимал генерального подрядчика, оплачивая ему работу по уборке города. Теперь самые важные дороги убирает муниципальная компания, то есть город сам справляется, а на менее крупные улицы подрядчиков нанимают администрации районов самостоятельно. Именно в контрактах на уборку прописывают, какие конкретно улицы нужно убирать и как.
Второстепенные улицы по районам в 2021 году убирают следующие подрядчики:
Красноперекопский и Фрунзенский районы — ООО «Работник» и ООО «Регионстрой» (сумма контрактов — около 18,2 миллиона рублей);
Кировский и Ленинский районы — ИП «Рудь» (около 5,62 миллиона рублей);
Дзержинский район — ООО «Яравтодор» (около 10,144 миллиона рублей);
Заволжский район — ООО «Ярдорремстрой» (около 9,46 миллиона рублей).
Убираем плохо, потому что нет денег?
Очевидно, чем больше денег, тем больше мы покупаем снегоуборочных машин (в идеальном варианте) либо арендуем у подрядчиков. И тем лучше убираем город. Нет денег — нет уборки.
Финансирование уборки города по годам:
2017 год (первое полугодие) — 739,6 миллиона рублей;
2018–2019 (двухгодичный контракт) — 957 миллионов рублей;
2020 год — 286,234 миллиона рублей (только на дороги первой и второй категорий) + около 43 миллионов рублей на дороги третьей и четвертой категорий.
Чтобы легче было ориентироваться в цифрах, приведем цитату бывшего заместителя мэра Ярославля Михаила Кузнецова, который зимой 2019 года прямо заявил:
— По нормативу, городу необходимо 283 единицы техники, ежедневно Ярославль убирают около 65 машин, что не соответствует в несколько раз, — рассказал заместитель мэра Михаил Кузнецов. — Контракт на уборку города обеспечен на 16% от норматива.
Таким образом, чтобы убирать город по нормативу, то есть идеально, или как в Москве, еще в 2019 году нужно было в шесть раз больше денег. В этом году денег нужно еще больше, а запланировали — еще меньше. То есть администрация города экономит на своих обязательствах по уборке.
По данным мэрии Ярославля, после снегопада 15 января 2021 года во всем городе работало всего 50 машин (это и комбинированные дорожные машины, и погрузчики, и другая техника).
Убираем плохо, потому что не умеем организовывать?
Мы разобрались, что денег на качественную уборку не хватает каждый год, а зимой 2020–2021 их не хватает еще больше. Но может, есть способ выкрутиться и даже на эти деньги содержать дороги в более-менее безопасном состоянии?
Если судить строго по ГОСТ 33181-2014, в котором описан межгосударственный стандарт зимнего содержания дорог, то существует пять уровней: от высшего до минимально допустимого. Не будем пытаться прыгнуть выше головы и обратимся сразу к минимальным требованиям:
возвышение обочин с уплотненным слоем снежно-ледяных отложений над проезжей частью — не более 6 сантиметров;
относительная ширина очистки обочин — не менее 50 сантиметров;
толщина уплотненного снега на проезжей части — не более 10 сантиметров;
наличие зимней скользкости — не допускается;
толщина рыхлого снега, в том числе во время снегопада — не более 5 сантиметров;
толщина рыхлого снега на тротуарах и лестничных сходах — не более 12 сантиметров;
отсутствие обработки тротуаров и лестничных сходов в населенных пунктах противогололедными материалами при регулярном пешеходном движении — не допускается;
толщина рыхлого или уплотненного снега на площадках для пассажиров после окончания метели — не более 12 сантиметров.
Если дороги содержатся в так называемом зимнем накате (с уплотненным слоем снега над асфальтом), то он должен быть таким:
колея глубиной не более 3 сантиметров;
рыхлый свежевыпавший снег толщиной не более 8 сантиметров;
отдельные заглубления на уплотненном снежном покрове — не более 0,9 квадратного метра.
Контролировать выполнение уборки по нормативам и требованиям контракта раньше должны были специалисты агентства по муниципальному заказу и ЖКХ мэрии Ярославля. Теперь, когда схема работы поменялась, особого контроля нет.
Как с требованиями ГОСТ справлялись раньше (если справлялись)? Мы поговорили с бывшим главой департамента городского хозяйства Николаем Степановым (работал с 2012 по 2016 год).
— Работали круглосуточно, и тогда тоже была нехватка техники и финансирования. Мэрия не может руководить подрядной организацией напрямую, потому что есть определенная ответственность, техника безопасности. Есть мастера, начальники колонны. Со стороны мэрии не может быть прямых указаний, уборка отслеживается в рамках контрактных обязательств. Именно в контрактах на уборку, как правило, прописываются все стандарты, как нужно убирать. И в этом случае надо требовать с подрядчика это делать.
Но это нерабочий вариант. Если подрядчику не платят на уборку по ГОСТу, то он, сколько с него ни требуй, не сможет бесплатно попросить водителей снегоуборочной техники выйти поработать.
Мнение подрядчика
По мнению одного из подрядчиков, работавшего в Ярославле до 2018 года, техники в городе катастрофически не хватает.
— Только комбинированных дорожных машин нужно 55 штук на город. В целом техники нужно в четыре раза больше, — поделился с редакцией 76.RU представитель подрядчика Евгений. — Идея развивать муниципальное предприятие по уборке города — правильная, это выгоднее, чем платить подрядчику, так как здесь идут только прямые затраты на зарплату, топливо и так далее. А в контракты с подрядчиками закладывается их прибыль. Так работают в Москве, и так работали в Ярославле до 2010 года: весь город убирали САХ и два ДЕЗа со своей техникой (позже все эти компании обанкротились). Сейчас похоже на переходный период: когда нет денег на покупку своей техники и на аренду у подрядчика. Хорошо, если его пройдут и сделают выводы.
Получается замкнутый круг с вопросами только к администрации города: скажите, вы не умеете организовывать распределение бюджетных средств так, чтобы хватило хотя бы на безопасный минимум в уборке зимнего города?