В Ярославской области закончилось тестирование новой схемы автобусных перевозок. Аукционы разыграны, и на маршруты вышли постоянные перевозчики, которым предстоит работать в ближайшие три года.
История с этой схемой вышла скандальная. На 500-м маршруте Ярославль — Рыбинск вместе с местным перевозчиком исчезли большие автобусы с вместительными багажными отделениями. И временно вышли микроавтобусы подмосковной компании «ВестЛайн» меньшей вместительности и с отсеком под пару чемоданов. Власти обещали — будет аукцион, в котором на равных условиях будут участвовать разные фирмы-перевозчики, в том числе и местные, ярославские. И вот тогда определится новый, постоянный.
Аукцион выиграла фирма «Автомиг» (Подольск, Московская область). На маршрутах при этом почему-то ничего не изменилось. И мы попытались выяснить, почему.
— Автобусы у компании «Автомиг» такие же, как были у «ВестЛайн», — не стал и спорить и. о. директора департамента транспорта Ярославской области Анатолий Бойко.
Но оказалось, что не просто такие же, а те же самые. Да ещё и с теми же самыми водителями.
— Нас, похоже, за идиотов держат, — возмущаются люди на платформе у Ярославля-Главного. — Мы же их всех в лицо знаем, и автобусы те же самые, только спереди наклейки «Автомиг» наклеили.
К этим автобусам претензий накопилось у пассажиров предостаточно.
— В них сажают сначала 31 человека, по количеству мест в автобусе, потом отъезжают несколько метров и засовывают ещё людей, которые стоя поедут, — говорят сотрудники автостанции «Ярославль-Главный». — Постоянно опаздывают, потом гонят, как бешеные. Тут случай был — набили целый автобус, а багаж девать некуда, поэтому все его везли на животах. И иностранные туристы ехали в этом автобусе. Опозорились перед ними по полной. И они не только Рыбинск (маршрут Ярославль — Рыбинск. — Прим. ред.), ещё Углич и другие города себе забрали.
Власти продолжают успокаивать — обещают, что скоро станет лучше.
— В ближайшие дни мы ждём увеличения числа автобусов с большим багажным отделением, — рассказал Анатолий Бойко. — Также перевозчику поставлена задача скорректировать работу так, чтобы жёстко соблюдать расписание. Сейчас он планирует делать это, перемещая внутри своего автопарка машины с одного маршрута на другой.
К водителям, которые работали в «ВестЛайне», а теперь стали сотрудниками компании «Автомиг», претензий накопилось много: постоянно опаздывают, нарушают ПДД, не знают дороги, не говорят по-русски, попадают в ДТП... Даже могут уйти на полпути, бросив автобус с пассажирами.
Мы поговорили с одним из них у вокзала.
— Это ведь те же автобусы, на которых вы ездили в январе от «ВестЛайна»?
— Да, да, да.
— А как так получилось, что вы с этими же автобусами теперь ездите от другой компании?
— Да, да, да.
— Вас уволили из одной фирмы и всех дружно перевели в другую вместе с автобусами?
— Да, да, да.
В департаменте транспорта не видят в этой ситуации ничего странного и подозрительного.
— Конкурсные процедуры проходили на официальной площадке, для всех участников были обозначены одинаковые условия, — говорят чиновники.
По данным сервиса «Контур.Фокус», учредителем обеих столичных компаний-перевозчиков — «ВестЛайн» и «Автомиг» — значится один и тот же предприниматель — Зеламхан Бураев. Связаться с ним на данный момент не удалось, но мы попытались поговорить с гендиректором компании «Автомиг» Валерием Акопджаняном, чтобы понять, почему на линиях пригородных маршрутов до сих пор ездят маленькие автобусы с теми же водителями, к которым уже была масса претензий. От разговора с редакцией Акопджанян отказался.
Передел рынка автобусных перевозок в Ярославле произошёл под Новый год. Перед этим эксперты научно-исследовательского и проектного института «МосТрансПроект» и ярославского филиала Петербургского университета путей сообщения тщательно проработали новую схему. Прежних перевозчиков от работы отстранили и набрали новых.
— Уволили русских водителей, а у многих ипотеки, кредиты, — вздыхают сотрудники автостанции «Ярославль-Главный».
До конца прошлого года в Ярославской области было 146 автобусных маршрутов: 95 из них сохранили без изменений, пять отменили совсем и 46 перекроили. Из-за объединения маршрутов возникла путаница. Люди не сразу поняли, какой автобус куда поедет.
В начале зимы этого года новая схема работала в тестовом режиме. В феврале были разыграны новые контракты. 115 маршрутов сгруппировали в 14 лотов. Победителями конкурсов признаны ИП Разживин А. Л., Ярославское АТП, «Автократ» и «Автомиг». Эти перевозчики будут обслуживать более 90% межмуниципальных маршрутов. В частности, с Ярославским АТП, которое осуществляет перевозки по всей территории региона, уже заключены госконтракты. Но многим местным перевозчикам всё же пришлось уйти с рынка.
— Конкурентные процедуры проводились в соответствии с действующим законодательством и устанавливали равные условия для всех участников конкурса, — уверяет Анатолий Бойко. — Мы заинтересованы в том, чтобы на маршрутах работали надежные перевозчики, способные в полной мере обеспечить безопасность и необходимый уровень комфорта при осуществлении пассажирских перевозок.
Жалобы от пассажиров сыплются до сих пор. Особенно много нареканий от тех, кто ездит на рыбинском, угличском и некрасовском направлениях. Специалисты департамента говорят, что на все претензии реагируют и работают с компаниями-перевозчиками, чтобы устранять нарушения. Но недовольных всё равно много.
— Раньше было всё намного лучше, — говорят люди на перроне.
И это ещё не все изменения. В апреле на пригородных маршрутах снова заменят автобусы и изменят расписание.