Внеплановые каникулы наступили у детей из шести деревень под Ярославлем. Вообще-то в школу они ходить хотят — но теперь не могут. За детьми перестал приезжать школьный автобус. И всё потому, что эти деревни оказались без единственной нормальной дороги к цивилизации. Родители в панике — чтобы попасть в школу, детям теперь придется ежедневно рисковать жизнью.
Как в 2019 году жители деревни выживают, увязнув в грязи и бюрократии, — в нашем материале.
Без объявления — кранты
Школьный автобус перестал забирать детей, когда в селе Карабиха на ремонт закрыли путепровод над федеральной трассой «Холмогоры», который соединял шесть деревень с «большой землёй». Там же, на той стороне, где и школа, находится и продуктовый — по другую сторону путепровода. О том, что попали в ловушку, жители деревень узнали внезапно.
— Никто ни о чём не предупреждал: в субботу повесили дорожные знаки, а в воскресенье начали разбирать мост, перекрыли полностью въезд, — возмущается местный житель Кирилл Фомичёв. — Людям наплевать на «кирпич», все продолжают ездить по путепроводу, но скоро его разберут, и ездить будет невозможно.
Водитель не дурак, водитель понимает
Формально для машин есть объездная дорога. Но она в таком состоянии, что водитель школьного автобуса в здравом уме ездить по ней отказался — либо автобус угробишь, либо детей. И это ещё от переживаний ни у кого из местных не прихватило сердце. И не случился пожар, слава богу. Потому что сюда по разбитой «запасной» дороге вряд ли проедут скорая и пожарные.
— Дорога советских времён и не разу не ремонтировалась, — описывает состояние объездного пути Кирилл Фомичёв. — На легковушке проехать затруднительно, и это дополнительный крюк в 15 километров. Я вчера больше часа убил, чтобы там проехать.
Беги или умри
Можно взять и упрекнуть деревенских, что они ленивые. Ну что, в самом деле, пешком не дойти? Как отцы наши ходили, как деды. Да, до магазина и остановки, от которой детей может забрать школьный автобус, можно дойти пешком. Топать около пяти километров. Немного через поле, немного через лес и... через федеральную трассу М-8. А тут уж как повезет — или в школу дойдешь, или под фуру попадёшь. Родителям школьников такая лотерея не очень нравится.
— Скоро зима, темнеть будет рано, снег выпадет — нормальные родители отпустят своего ребёнка здесь ходить? — говорит местный житель Виталий Иванов. — Где поле, там снегом переметает всю дорогу, что не видно даже направления. Да и через федеральную трассу перебегать, где несутся машины, придётся. Никаких пешеходных переходов здесь нет.
Слишком мало людей, чтобы о них заботиться
Дорожники, на балансе у которых находится дорога, согласны, что её состояние ужасное. Но говорят, что помочь ничем не могут.
— Мы можем что-то сделать в рамках содержания, но в надлежащий вид эту дорогу мы привести не сможем — денег нет, — констатировал начальник отдела эксплуатации дорог «Ярдорслужбы» Александр Судомойкин.
Но, может, хотя бы сделать переход, чтобы дети не играли в догонялки с мчащимися автомобилями? Как выяснилось, и этого нельзя. Для заботы о безопасности людей не хватает этих самых людей.
— Сделать переход в этом месте мы не сможем, так как по ГОСТам не положено устанавливать на трассе пешеходный переход, если им будут пользоваться менее 150 человек в час, — объяснил ведущий эксперт ярославского филиала упрдор «Холмогоры» Виталий Краков, но немного обнадёжил. — В октябре на объездной дороге сделаем временное покрытие из инертных материалов (щебень и песок. — Прим. ред.).
То есть пока выбор у жителей деревень (всего около ста человек) невелик: либо перебегать трассу, рискуя жизнью, либо активнее делать новых людей, дотянуть до нормы в 150 человек, чтобы им построили переход. Логичнее, наверное, выбрать второй вариант — ремонт главного путепровода запланирован до конца декабря 2020 года. Родить осталось всего ничего — около 50 детей. И всем вместе выйти к трассе, чтобы наконец стать значительным количеством для ГОСТа.
Мнение дорожного активиста
Участник сообщества «Дороги Ярославля» Темур Абдуллаев:
— Я живу с другой стороны этой дороги и прекрасно понимаю, с чем приходится сталкиваться людям сейчас. Свой километр я проезжаю минут 15, и все для того, чтоб не убить подвеску напрочь. Дорога старая, советская, с остатками асфальта тех времён. Острые края, глубокие ямы. Всё это не добавляет позитива. Работы федералов и департамента дорожного хозяйства области должны быть согласованы гораздо раньше, чем начинаются работы. И сейчас мы как раз видим результат этой несогласованности.