RU76
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Ярославле

Погода+21°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +19

2 м/c,

ю-з.

755мм 28%
Подробнее
USD 90,99
EUR 98,78
Недвижимость Андрей Гранько, директор по развитию ГК «Ярослав Мудрый»: «Вопросы организации строительства: непродуманность законов ухудшит экономику регионов»

Андрей Гранько, директор по развитию ГК «Ярослав Мудрый»: «Вопросы организации строительства: непродуманность законов ухудшит экономику регионов»

Уважаемые коллеги, специалисты, заинтересованные лица! Проблемы бардака в правовой базе, связанной с развитием строительной отрасли, продолжаются. Хочу ознакомить вас с письмом, написанным и отправленным мной в ноябре 2014 года в Государственную Думу РФ. Публикую его целиком.

«Председателю комитета Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству Русских А. Ю.

Уважаемый Алексей Юрьевич!

В первую очередь, хотел бы поздравить вас с яркой профессиональной победой – изменения в Земельный Кодекс РФ, вступающие с силу с 01.03.2015 года, утвержденные соответствующим Федеральным законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г., который был подготовлен при Вашем непосредственном руководстве и участии, действительно, являются достаточно понятным, прозрачным, аргументированным и логичным блоком связанных между собой правовых норм.

(Внесено большое количество изменений в Земельный кодекс РФ. Ряд поправок касается прав на земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства. Закон, в отличие от многих других нормативных актов в области земельных и градостроительных отношений, оценивается специалистами как качественный документ, учитывающий многие текущие нюансы развития строительной отрасли. В частности речь идет о борьбе с «недостроями». Так, в случае прекращения действия договора аренды расположенные на земельном участке объекты незавершенного строительства могут быть изъяты у собственника по решению суда. – Прим. 76.ru).

Мне известно, что Закон разрабатывался, выверялся, уточнялся, согласовывался не один год. Параллельно с ним разрабатывались законодательные акты, регламентирующие иные вопросы российской жизни. При крайне позитивном отношении к уровню подготовки изменений в Земельный кодекс РФ, при применении этого документа в общей системе законодательства РФ возникает одна очень неприятная накладка.

Речь идет о перераспределении полномочий в области земельных, архитектурных, градостроительных и строительных отношений в системе местных органов власти «муниципальный район» – «сельское поселение».

Мне понятна логика законодателя, когда статьей 11 вышеупомянутого № 171-ФЗ вносятся изменения также и в Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который дополняется статьей 3.3. В части 2 этой статьи говорится, что органы местного самоуправления поселений осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения. Ранее, в соответствии с отменяемой частью 10 статьи 3 того же № 137-ФЗ, это регулировалось на уровне муниципальных районов.

Действительно, все логично. В системе «муниципальный район» – «сельское поселение», в соответствии с градостроительным законодательством и законодательством о местном самоуправлении, абсолютное большинство полномочий в исследуемой области уже не один год осуществляется «на местах», в органах местного самоуправления поселений. Это и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселения, и утверждение документации по планировке территории (проектов планировки и межевания), и выдача ГПЗУ, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, организация публичных слушаний по вопросам градостроительства, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, наполнение информационных градостроительных систем и т. д. То есть, практически все, кроме управления и распоряжения земельными участками, которые находятся до 01.03.2015 г. в компетенции муниципального района. Поэтому, передача права распоряжения земельными участками с уровня района на уровень сельского поселения напрашивается, такая одноуровневая система предоставления муниципальных услуг, действительно, представляется более эффективной.

В то же время, официально приняты Федеральные Законы от 27.05.2014 г. № 136-ФЗ и от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ, уточняющие вопросы местного самоуправления в Российской Федерации. При этом обозначенные выше функции по градостроительному регулированию в сельских поселениях с 01.01.2015 года передаются на уровень района!

Смотрите, что получается.

Земельные вопросы для продвижения проектов строительства на территории сельских поселений находились в компетенции района, градостроительные – в компетенции поселения. Не самое лучшее решение.

Пошли улучшать. Теперь:

– по одному закону, принятому в июне т. г., земельные вопросы с 01.03.2015 г. переходят с уровня района на уровень поселения;

– по другому закону, принятому также в июне т. г., градостроительные вопросы с 01.01.2015 г. переходят с уровня поселения на уровень района.

Как Вам такой круговой обмен полномочиями?

Алексей Юрьевич, вполне понятно, что разработчики «Вашего» закона, скорее всего, совсем не участвовали в разработке «другого» закона. Но в итоге таких независимых друг от друга «совместных» действий возникла ситуация, которая создаст коллапс на местном уровне управления отраслью на год–полтора и реально ухудшит экономику регионов и муниципальных образований. Кроме того, в переходные периоды передачи полномочий возникнут значительные коррупционные риски.

Очень надеюсь, что Ваше влияние, и, очевидно, имеющиеся возможности общаться с первыми лицами государства позволят оперативно выровнять ситуацию. Полагаю, нужно срочно изменить № 131-ФЗ в текущей редакции, а именно:

Первую строку части 3 статьи 14, после слов «предусмотренные пунктами» читать в редакции «1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 20…» далее по тексту.

Обращаю Ваше внимание также на следующий момент. В отличие от «Вашего» закона, проанализировавшего смежное законодательство, разработчики «другого» закона, передавая градостроительные полномочия, необходимые изменения в Градостроительный Кодекс РФ внести не удосужились. Ну что ж, тем легче будет этот «другой» закон отменить.

И последнее. Президент России В. В. Путин при своем избрании в марте 2012 года издал пакет Указов, в том числе и №600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем…». В текущем году Президент объявил жесткий контроль за исполнением Указов. В 600-м Указе есть конкретный пункт, посвященный необходимости еще в 2012 году разработать госпрограмму развития жилищного строительства и соответственно объектов инженерной инфраструктуры на территориях, примыкающих к крупным городам. Как раз наш, характерный случай – вопросы разделения полномочий в системе «муниципальный район» – «сельское поселение» здесь очень важны! Далек от мысли утверждать, что ничего не делается. Но имелась надежда на какие-то пионерные продвижения в части оптимизации механизмов создания внешней инженерии для комплексной застройки территорий – ведь такие площадки строительства, как правило, и примыкают к городам! Увы, за реализацию этого очень интересного поручения, в отличие от контроля за другими поручениями, никто не спрашивает, по крайней мере, публикаций в прессе и официальных источниках не было.

С уважением и надеждой на Ваше влияние,

Гранько Андрей Игоревич.»

Ниже были указаны адреса, телефоны, по которым могут быть получены разъяснения. Очень хотелось такие разъяснения получить в течение месяца, как это положено.

Документ направлен в Госдуму 11 ноября 2014 года заказным письмом, а также электронной почтой. На сайте Почты России, в разделе «Отслеживание почтовых отправлений», имеется информация, что заказное письмо вручено адресату 18 ноября. Ответа нет.

Хотел бы уточнить свою позицию. Я далек от мысли утверждать, что все обозначенные в письме вопросы нужно отдать на уровень муниципального района, или, наоборот, сельского поселения. Я утверждаю лишь одно – эти вопросы должны решаться в одном месте, на одном уровне местной власти, а не на двух!

Строительство в любой экономике с учетом влияния на смежные отрасли занимает сегмент порядка 20%. Каждый распорядитель бюджетных средств может посчитать, какие потери понесет соответствующий бюджет, сколько средств будет недополучено в ситуации, когда будет раскручиваться появившийся в правовой базе конфликт перераспределения полномочий и обмена ими.

Полностью согласен с недавно высказанным мнением члена Общественной палаты РФ, известного адвоката Анатолия Кучерены о состоянии действующего законодательства. Он заявил: «Необходимо провести полную ревизию российского законодательства, начиная с 1991 года. А до этого объявить мораторий на принятие поправок в действующие законы».

Знаете, в самом деле, за Державу обидно.

P. S. Мнение моих коллег по работе не всегда совпадает с моим.

Андрей Гранько, кандидат политических наук, почетный строитель РФ, директор по развитию проектов группы компаний «Ярослав Мудрый».

Андрей ГРАНЬКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем