Громкий скандал разгорелся в детском оздоровительном лагере «Орлёнок» в Борисоглебском районе Ярославской области. В два часа ночи 6 июля на его территорию приехала шумная компания — как выяснилось позже, жителей одного из окрестных поселков. Пятеро мужчин с настроем «повеселиться» вошли в открытые ворота лагеря. Из взрослых внутри находился один сторож, юные ребята-вожатые и женщины-воспитатели. Никто из них не был готов противостоять настрою дерзких гостей.
— Прибежали двое парней из моего отряда и закричали, что приехали местные и стреляют, — вспоминает ночные события вожатый первого отряда Даниил. — Мы выбежали и увидели машину у ворот. Сразу промелькнула мысль — не украли ли они детей. Попытки остановить машину и как-то поговорить не увенчались успехом. Они сначала уехали, а потом вернулись снова.
Хлопки, похожие на выстрелы
Детей никто воровать и не думал. Как уже теперь говорят в лагере, приезжие ходили по корпусам и заглядывали в комнаты к девочкам. Суету заметил сторож лагеря и вызвал по мобильнику полицию. Но ближайшее отделение далеко, наряд ехал долго. В это время конфликт между вожатыми и приезжими разгорался сильнее.
— Я проснулась от того, что был шум — по этажу кто-то бегал, — рассказала воспитатель лагеря Марина Осучук. — Я сразу оделась, вышла и увидела, что кто-то пробежал быстро в одну сторону, потом эти люди побежали в другую сторону. У ворот были какие-то крики, возгласы. Потом очень быстро побежали двое мальчиков-вожатых и кричали: «Они уже сюда приехали». После подбежали и девочки-вожатые... Был свет фар, хлопки, как выстрелы, девчонки закричали: «Стреляют, кого-то убили!» Вроде как кто-то упал. Была паника такая и было страшно, правда.
Хлопки, похожие на выстрелы, в лагере слышали и дети, и взрослые. К счастью для этой истории, от оружия не пострадал никто. Да и было ли оно — вопрос. Однако шумная прогулка пьяной компании обернулась против сотрудников лагеря. Единственная идея, которая пришла в голову молодым ребятам-вожатым в ту ночь, — закидать гостей камнями.
— Мы пытались защитить лагерь и как-то их прогнать, — объяснили вожатые. — Полиции еще не было, что нам оставалось делать? Мы стали хватать то, что под руку попалось (камни и палки всякие), и кидать в сторону, откуда светили фары машины.
Вину свалили на вожатых
В итоге незваные гости уехали. Но вернулись снова утром следующего дня для того, чтобы потребовать денег за порчу своей машины.
— Он заявил: «Вы нам заплатите 67 тысяч за ремонт машины, а мы не будем привлекать полицию», — рассказал вожатый Даниил. — Мы отказали, потому что не считаем себя виноватыми. Цели у нас разбить машину не было, мы лишь защищали детей и самих себя. В этой суматохе и неразберихе сработал как бы инстинкт самосохранения, и мы очень переживали за детей, особенно после громкой истории в Казани.
Владельца машины такой ответ не устроил. Он оценил нанесенный ущерб в кругленькую сумму. И обратился с заявлением в правоохранительные органы.
— Я бы, может, и не стал бы идти до конца, если бы ущерб был не такой большой, но мне насчитали почти 260 тысяч рублей, — объяснил свой поступок Владимир Коровкин.
Вожатые пытаются доказать, что это была самооборона, но, говорят, полицейские их не слышат.
— Когда нас опрашивали, мы говорили об этом, но в протокол почему-то это не вписывают, — говорят в лагере. — Вписывают только, что «факт кидания камнями в машину подтверждают». А когда мы говорим про хлопки, то полицейские надсмехаются: «А если я сейчас в ладоши похлопаю, вы тоже скажете, что я стреляю?»
«Так камнями не побить»
В лагере подозревают, что машина могла быть побита еще до этого инцидента, а владелец «Мицубиши-Лансер» решил воспользоваться ситуацией и отремонтировать свою «ласточку» за чужой счет.
— Так изуродовать машину камнями и палками невозможно, — полагает координатор сообщества «Дороги Ярославля» Темур Абдуллаев. — Это надо было бить чем-то типа лома.
В итоге в лагерь приехали люди в погонах и начали опрашивать и взрослых, и детей. Теперь им предстоит выяснить, кто в этой истории прав, а кто — нет.
— Проводится проверка по инциденту, произошедшему в детском лагере в Борисоглебском районе между работниками учреждения и местными жителями, которые проникли на территорию лагеря через незапертую калитку, — сообщила руководитель пресс-службы Управления МВД России по Ярославской области Марина Кокуева. — В результате конфликта за территорией учреждения поврежден автомобиль местного жителя. Все участники конфликта установлены, выясняются обстоятельства произошедшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.
Владелец машины уверен, что скоро сотрудники расставят все точки над «и», а в лагере переживают. Им кажется, что полицейские встали не на их сторону.
— Нам показалось, что выехавшие на место происшествия сотрудники полиции в эту ночь недостаточно тщательно разобрались в произошедшем и покинули место происшествия достаточно быстро, — подметила заместитель директора лагеря по воспитательной работе Ольга Ристер. — Есть ощущение, что никакого расследования по этому поводу производиться не будет.
«Мужской поступок»
Воспитатели взволновались по этому поводу и вызвали на помощь депутата.
— Пообщавшись с детьми, вожатыми и воспитателями, у меня сложилось свое мнение, — признался заместитель Ярославской областной думы Антон Капралов. — Ребята — настоящие герои и, несмотря на молодость (18–21 год), поступили как настоящие мужчины. Они сделали всё, чтобы выгнать отморозков с территории лагеря и обеспечить безопасность детей. Я вижу реальные риски, что вожатых могут сделать крайними в нанесении ущерба автомобилю. Я хочу сказать им большое спасибо за их отважный поступок. Ситуацию берем на контроль, ребят не оставим, будем оказывать им юридическую и любую необходимую поддержку.
Не меньше, чем остальные, в лагере сейчас переживает из-за случившегося и исполняющая обязанности директора. Только, похоже, не за детей, не за вожатых и даже не за разбитый автомобиль. А за себя. Записи с камер наблюдения (а их там десять штук), установленных на территории «Орлёнка», она показывать наотрез отказывается, да и вообще давать какие-либо комментарии тоже. Полиция ей уже направила «информацию об устранении причин и условий, способствовавших совершению противоправных действий». Учредитель лагеря — отдел образования администрации Борисоглебского района. Там на эту тему тоже говорят неохотно. Оно и понятно — в «Орлёнке» сейчас отдыхают почти 200 детей, путевки сюда стоят по 19 тысяч рублей за смену, а охраняет всё это один сторож.
Детский образовательно-оздоровительный центр расположен в 20 километрах от Ростова в сосновом бору Борисоглебского района на берегу реки Устье. Он стал функционировать как детский оздоровительный лагерь с 1962 года, но официальная дата основания нынешнего лагеря — 8 июня 1998 года. Сейчас считается одним из лучших в Ярославской области. По данным сервиса «Контур.Фокус», выручка лагеря на конец 2010 года составила 6,1 миллиона рублей.
Редакция 76.RU направила запрос в управление по социальной и демографической политике Ярославской области с просьбой разъяснить, как власти отреагировали на инцидент в «Орлёнке» и будет ли усилена охрана детей в лагерях.