Рак — диагноз, который никто не хочет услышать от врача. Жизнь онкобольных в моменте перестает быть похожей на прежнюю. Работа, увлечения, окружение — всё меняется. Меняется и тело. Выпадают волосы, добавляются лишние килограммы, появляются шрамы от операций. В сюжете «Диагноз: жизнь!» мы рассказываем про женщин, которые стойко борются с раком.
В этом проекте фотограф 76.RU Кирилл Поверинов решил показать их. Зачастую пациенты сталкиваются с непониманием и осуждением. Однако сами принимают и любят себя.
В этих фотографиях — красота и колоссальная внутренняя сила. Подобные тем, что изображали в камне античные скульпторы.
Лариса Акатова, 53 года
В 2018 году она нащупала в груди странную шишку. При первом обследовании рентгенолог не нашел ничего, что указывало на новообразование. Но спустя время возникли внезапные боли в груди.
— В какой-то вечер стала кормить внука из бутылочки и прижала к груди. Мне стало больно. Я ощупала подмышкой и обнаружила там уплотнение, шишечки. Тут я точно поняла, что это серьезно, — вспоминает Лариса.
В апреле 2019-го ей поставили диагноз — рак молочной железы.
— Я пыталась стойко держаться, — рассказала Лариса. — Но, увы, разрыдалась.
Скрывать свой диагноз она не стала:
— Я решила сказать сразу, потому что не хотела, чтобы у меня шептались за спиной.
Лариса считает, что не сдаться ей помогли оптимизм и любимый внук. Разобраться в себе удалось благодаря психологии.
— Я даже лысая с ним на занятия по плаванию для малышей ходила, — вспомнила Лариса. — Я обратилась к психологу уже в конце лечения. Жалею, что не пошла раньше.
Рак = смерть — стереотип. Это не про меня!
Елена Сидоренко, 49 лет
Елена услышала диагноз в 41 год. Тогда она занимала важную должность — трудилась помощником финансового директора в компании. В 2016 году Елена обнаружила у себя в груди уплотнение. Немедля отправилась сдавать анализы. Результаты пришли через несколько дней. После — мысли про жизнь и смерть. Про хрупкость происходящего.
— Но мне было нестрашно, — вспоминает Елена.
У нее был перед глазами пример: ее маме ранее тоже диагностировали рак груди. Елена считает, что во многом исход болезни зависит от врача. Нашей героине с этим повезло. Она прошла курс химиотерапии и три операции. Елена признаётся: она спокойно ходила лысой по городу, ловила на себе взгляды прохожих, приходила на химиотерапию с воздушными шарами. Но внешний оптимизм эфемерен.
— Я не железная, как может показаться, — сказала Елена. — Я так же плачу по ночам, не сплю от боли в коленях, боюсь очередного обследования. Это тоже нормально.
Поддержку Елена получала отовсюду: от родных, друзей, коллег. Это помогало ей держаться на плаву и «жить» свою обычную жизнь, насколько это вообще возможно. При этом наша героиня благодарит не только окружающих, но и себя.
— Своему телу я благодарна за то, что, пройдя через все лечение, мы живем. Пусть и в новых реалиях.
Сейчас Елена руководит сообществом «Я люблю жизнь» и является равным консультантом Фонда «Александра», где ежедневно на протяжении пяти лет поддерживает людей, которые сталкиваются с онкологией.
Я очень хочу, чтобы в моем городе не боялись слова «рак»!
Екатерина Калинина, 47 лет
Екатерине было 40 лет, когда она услышала диагноз. Она работала медсестрой, 10-летний сын ходил в школу. Вёе шло своим чередом, а новость о болезни разделила жизнь на до и после.
— Состояние было такое, будто ты останавливаешься, а жизнь проходит мимо тебя, — рассказала Екатерина. — Всё вокруг меняется, а в голове всё зациклено на одном.
Узнав о диагнозе Екатерины, коллеги ее поддержали. Но, когда ярославна оформила инвалидность, ее уволили. Это стало тяжелым ударом. Вновь выйти на работу Екатерина смогла только после окончания лечения.
Чего точно не допускала Екатерина, так это мысли о том, чтобы сдаться. Ребенок мотивировал не опускать руки. Наша героиня боролась, даже ездила в Москву за редкими лекарствам, которых в Ярославле не найти.
Екатерина считает, что люди, которые столкнулись с онкологией, должны полюбить себя. Несмотря на страх и шоковое состояние, нужно контролировать ситуацию и стараться принять себя уже в новом теле, ведь по-другому уже не будет.
Скрывать свой диагноз не имеет смысла.
Ольга Тихомирова, 47 лет
В конце декабря 2021 года в анализах Ольги обнаружили отклонения в биохимическом анализе. После УЗИ и МРТ Ольгу направили к гематологу. Он и предположил наличие онкологии.
— Новый год я провела как в тумане. Близким решила ничего не говорить, пока не будет точного диагноза, — вспоминает Ольга.
Пока все отмечали Новый год, Ольга проходила обследования. Не с первого раза удалось обнаружить онкологию. Врачи обратили внимание, что показания МРТ и биопсии противоречат друг другу. Через пару месяцев ярославну снова отправили на анализы. После этого Ольга услышала диагноз: лимфома.
Родителям Ольга решилась рассказать о болезни перед началом лечения. Они приняли новость стойко. Во время лечения Ольга прошла четыре курса обычной химиотерапии и еще два — с высокой дозой химии. Из-за агрессивного лечения ярославна начала слабеть. В итоге оказалась в реанимации из-за ковида.
— Каждый день у меня брали анализы и ждали отрицательного мазка, чтобы опять срочно перевезти в областную больницу и продолжить лечение, — рассказывает Ольга.
К новой жизни наша героиня привыкала тяжело: особенно болезненно было принять лысую голову и набранный вес. Ольга поняла, что изменения внешности — мелочи, когда осознала силу своего тела. Ей даже удавалось работать параллельно с лечением — прямо из палаты.
— Я никогда не называла себя больной. Я всегда говорила: «Я онковыздоравливающая, а рак — дурак».
Я делаю первые шаги в новой жизни. Верю, что дальше только хорошее, потому что плохое уже было.
Татьяна Бухтина, 50 лет
Новость о раке Татьяна узнала в марте 2023 года, когда ей было 49 лет. Во время плановой операции на яичнике врачи обнаружили новообразование на аппендиците. Гистология показала рак 4-й степени, хотя симптомов болезни не было.
— Когда узнала точный диагноз, не могла поверить, что это всё случилось со мной, — поделилась воспоминаниями Татьяна.
После этого любимые хобби — танцы, походы за грибами — ушли на второй план. С любимой работой в поликлинике тоже пришлось распрощаться. Из-за химиотерапии анализы крови испортились настолько, что лечение пришлось прервать. Целый год Татьяна провела на больничном, после поехала в столицу на операцию в институт имени Герцена.
— Мне повезло, что встретила настоящих, профессиональных врачей. Спасибо им сердечное! Теперь у меня появился шанс на жизнь! — выражает свою благодарность врачам Татьяна.
Во время лечения одолевали тревожные мысли, но Татьяна боролась с собой. Особенно помогли в онкосообществе — там ее понимали без слов.
В марте 2024 года Татьяна уже вышла на работу, снова начала заниматься танцами.
— Думала: «Как я могу бросить свою семью, пожилых мам, родных и близких, которым я помогала?» — поделилась Татьяна. — Это меня очень стимулирует.
Это просто болезнь. И против нее уже есть лечение.