Стоимость минимального набора продуктов питания по Ярославской области на конец июня составила, по данным Яроблстата, 2500,51 рубля в расчете на месяц. С начала лета его стоимость увеличилась на 4,3 процента. Комментирует сиитуацию совладелец сети продуктовых магазинов «Лотос М», член совета регионального отделения «Опоры России» Виктор Муняков.
«Рост цен на продовольствие происходит во всем мире, в этом отношении Россия, которая вплетена в мировую экономику, просто не может быть исключением. Другое дело, что в последнее время наблюдается скачкообразный рост цен на основные продукты питания, который не всегда обоснован только мировой конъюнктурой. С начала года мы видим довольно резкое увеличение стоимости цен на топливо, электроэнергию, воду. Все это не может не сказываться.
У нас в Ярославле пять магазинов. Есть и собственное производство. Мы готовим полуфабрикаты, делаем пирожки, торты, салаты, соленья. Поэтому для нас повышение тарифов весьма ощутимо, и, естественно, мы тоже вынуждены повышать цены, хотя и стараемся делать это минимально, особенно на социально значимые товары.
Еще один фактор – это зарплата. В кризис были повышены налоги на зарплату, однако сама зарплата не росла. Но так не может продолжаться вечно. Теперь, когда суммы выплат работникам повышаются, а единый социальный налог по-прежнему велик, возникает так называемый отложенный эффект.
В этом году резко выросли цены на плодоовощную продукцию. Многие надеются, что это чисто сезонное подорожание. Но я думаю, что цены не упадут, ведь этим летом и осенью вновь вырастут тарифы на коммунальные услуги, а значит у производителей снова возрастут издержки.
На самом деле понизить цены реально может только конкуренция. Но она должна быть при равных условиях. Вот у нас довольно крупная местная сеть, но нам все равно тяжело соревноваться с такими гигантами, как «Магнит», Дикси или «Пятерочка». Но ярославцам нужны магазины у дома. Выходом могла бы стать франшиза. То есть обязательным условием захода в регион мог бы стать договор франшизы с местным предпринимателем. Таким образом, это было бы выгодно и сети, и местным бизнесменам, которые, в свою очередь, не только платили бы налоги в местную казну, но и опирались бы на местных производителей. Разумеется, при их конкурентоспособности».