В Ярославле разработали дизайн-код для Дзержинского и Заволжского районов. Работу показал в своем телеграм-канале главный архитектор города Артем Цымбалов. Разработчиком брендов стала компания «Бюро 78», а заказчиком — Ярославский моторный завод. В презентации говорится, что цель исследования — повышение привлекательности территории для жителей и туристов, а также разработка визуальной системы для будущих графических и архитектурных решений.
Будущее районов
Разработчиков брендов указали, что Дзержинский район — это территория с возможностью гармоничного развития, учебы, жизни и работы. Жители района — новая инженерно-техническая интеллигенция страны. Заволжский район — экологически чистый, с большой протяженностью зеленых маршрутов, выходом на Волгу и, пожалуй, с лучшим видом на Ярославль.
В связи с этим в Брагине предлагается создать инженерный образовательный кластер, точки роста для студентов и выпускников в области передовых инженерных разработок, поддерживать детей, обладающих талантами в области инженерных знаний. А в Заволжском районе нужно создавать зеленые общественные пространства, работающие на формирование ЗОЖ, внедрять альтернативные источники энергии и энергосберегающие технологии.
В Брагине живут по рождению, а в Заволге — из любви к природе
Исследователи выявили главные символы районов. В Дзержинском районе в их перечень попало само название — Брагино.
— Именно так 91% жителей называют свой район. Только 12% используют официальный нейминг — Дзержинский район, — говорится в аналитике.
Кроме того, в районе много собственных топонимов: Очки, парк «Буратино», Парига, Фабрика, «китайская стена», «Арбуз», «Холодок». Основными символами района, по мнению исследователей, стали парк «Очки» и Павловская роща. При этом Дзержинский район часто ассоциируется с криминалом и преступностью. А еще сделан вывод о причинах любви брагинцев к своему району.
— Любовь жителей района к Брагино чаще связана с «необходимостью», здесь живут, потому что родились, невысокая арендная плата и жилье в целом. Не могут по разным причинам переехать в другие районы. Часть респондентов говорят о развитой инфраструктуре, — говорится в исследовании.
Заволжане также редко называют свой район официально. 70% жителей говорят просто «Заволга». Но, по замечанию аналитиков, локальных топонимов здесь меньше. Самые популярные — Сковородка, ДК, Резинка, Ляпинка. Символы района — Тверицкий и сосновый бор, мост, бывший кинотеатр «Аврора».
— В первую очередь район ассоциируется с бором, Волгой, природой, тишиной и спокойствием, — подчеркивают исследователи.
Что касается причин проживания именно здесь, то это — любовь к природе, воде, экологичному образу жизни.
Цвета Брагина и Заволги
В работе названы цвета, с которыми ассоциируется Дзержинский район у жителей, — серый, синий, белый, коричневый, оранжевый, реже — зеленый. Главный цвет Заволжского района — зеленый.
Районы как люди
Также в исследовании Дзержинский и Заволжский районы представлены в образах людей. И вот как они описаны.
Заволжский район — молодой мужчина (30–40 лет), семьянин, есть дети и домашние питомцы. У него активная жизненная позиция, предпочтения в спорте — велосипед, пробежки на улице, не профессиональные, но активные командные игры с друзьями на улице (баскетбол, волейбол, бадминтон). Ценит в первую очередь экологию и доступную социальную инфраструктуру. Машине и общественному транспорту предпочитает велосипед. Обладает высоким экологическим мышлением. Досуг: прогулки с детьми на природе, катание на велосипеде; короткие, но частые путешествия в близлежащие города. Приоритет: семья и развитие детей.
Дзержинский район — это работающий мужчина среднего возраста, семейный, простой, выносливый, серьезный, терпеливый, крупный, минимально заботливый/комфортный.
В выводах исследования указано, что Брагино — это рабочий район, где живут серьезные, суровые люди, неприхотливые к комфорту и красоте, они устойчивы и выносливы. В обычной жизни им нет времени думать о привязанности и чувствах, любоваться, исследовать, присваивать. Однако при осознанной паузе и специальном фокусе возникает «любовь». Место не напитывает и дает ощущение тыла, скорее, обслуживает витальные потребности.
А в Заволжском районе природа — главный герой территории, она определяет ритм и настроение жизни. Здесь актуальны созерцание, любование, восприимчивость к красоте. Территория вдохновляет и дает ощущение закрытой наполняющей экосистемы, уюта, комфорта, поддержки места, чувство превосходства над другими жителями города за счет выраженного характера местности.
Что получилось
В конце исследователи предложили цвета, лозунги и графические символы, которые могут использоваться в дизайн-коде районов.