Главный архитектор Ярославля Артем Цымбалов рассказал, как принималось решение о сносе стадиона «Локомотив» под жилую застройку. Архитектор озвучил и свое личное мнение по этому проекту.
Журналист 76.RU пообщалась с Артемом Цымбаловым о хаотичной застройке, идеальной архитектуре, проектах в зоне ЮНЕСКО, многолетних недостроях и перспективах градостроительства в Ярославле в большом интервью. Эксклюзивный материал мы опубликуем в ближайшее время, а пока — затравка на горячую для города тему.
Как принимали решение о сносе
Впервые о сносе стадиона «Локомотив» на Суздалке заговорили летом 2021 года. По словам Артема Цымбалова, всё упиралось в то, что земля под стадионом частная, а не муниципальная.
Собственник бывшего стадиона «Локомотив» Роман Емельянов — директор и учредитель строительной компании «Эверест». Простаивающую спортплощадку ему продал бывший владелец — компания «РЖД» — в 2020 году. Застройщик сразу обратился в мэрию с просьбой изменить назначение земли под стадионом в зону жилой застройки. Представил проект с тремя высотками и сквером, предлагал обсудить его идеи. Местные жители были резко против такого поворота, но на публичных слушаниях в 2022 году эту идею провели. Однако стройка не началась, потому что ее отклонил координационный совет при градостроительном департаменте мэрии Ярославля. Позже он обратился за помощью к региональному бизнес-омбудсмену, потому история началась заново. В итоге в мэрии встали на сторону собственника и внесли изменения в генеральный план города, частично оформив землю как зону жилой застройки.
— Очень важная основа для принятия решения — это то, кому принадлежит земельный участок. Если бы он был муниципальным, то однозначно мы бы рассматривали другие варианты его использования. Это база. У меня был бы более широкий спектр вариантов использования данной территории, но в этом конкретном случае мы имеем дело с частной собственностью, с расположенным на ней специализированным крупным спортивным сооружением. Один из аргументов противников застройки этой территории — транспортная нагрузка, которая изменится в случае появления тут многоквартирных домов. Давайте представим, какой будет транспортная нагрузка в момент проведения на стадионе спортивного мероприятия под стать его вместимости? Мы можем оценить, что происходит с улицами, когда происходит хоккейное соревнование в «Арене-2000», — высказался главный архитектор Ярославля.
По мнению архитектора, еще одна спортивная арена на Суздалке приведет к дорожным коллапсам. Впрочем, это дополнительный аргумент к тому, что земля-то всё равно частная.
— Необходимо понимать, что согласно законодательству у собственника есть право выбора вида использования участка. Наша задача, чтобы этот вид соответствовал требованиям градостроительного законодательства. Собственник изначально заявил о том, что он планирует строительство многоквартирных домов, — объяснил Артем Цымбалов.
Первый проект завернули
Кроме того проекта, который увидела общественность, был еще один. Изначально владелец территории планировал построить в несколько раз больше высотных домов.
— От нас сразу же были выданы предостережения о том, что на данной территории острая нехватка социальных учреждений, а также район нуждается в благоустроенных общественных пространствах и застроить участок без учета интересов района не получится. Несмотря на то что стадион «Локомотив» с 2016 года не эксплуатируется по назначению, тем не менее он используется жителями прилегающих кварталов в качестве зоны отдыха. Необходимо учитывать их интерес, предусмотреть на территории общественные пространства для прогулок, а также необходимо восполнить дефицит спортивных площадок района, — заявил главный архитектор.
«Если инвестор планирует строить многоквартирное жилье, надо понимать, что оно должно быть обеспечено всей необходимой инфраструктурой»
По этой причине, как объяснил архитектор, на данный момент в Ярославле полностью остановлено жилищное строительство в микрорайоне Сокол-1 напротив торгового центра «Метро».
— Кто следит за нашей деятельностью в последние годы, тот прекрасно знает, что нами полностью остановлено высокоплотное жилое строительство в микрорайоне Сокол-1, который находится напротив торгового центра «Метро», другой пример — это 6-й микрорайон за «Фараоном», — уточнил Цымбалов. — Несмотря на расхожее мнение, с транспортной ситуацией стадиона «Локомотив» всё не так плохо, территория имеет выезд на Московский проспект без использования Фрунзе.
Проект застройки 6-го микрорайона, о котором говорит архитектор, городские власти приняли в 2010 году. Тогда вмиг весь частный сектор в квартале между Суздальским шоссе, улицами Гоголя и Ньютона перевели под многоэтажки. Новые дома разрешили строить до 25 этажей. Застройщики стали потихоньку выкупать избушки и втыкать высотки. Проблема соседства домишек с гигантами стала слишком явной к началу 2020-х, люди из частного сектора взбунтовались. Тогда и всплыла правда — частный сектор был вне закона, многие об этом не знали. Властям пришлось повернуть вспять свое решение и оставить владельцам частных коттеджей право занимать землю. Однако существующее соседство высоток и коттеджей уже не изменить.
— А люди с Суздалки разве не на перекресток с Фрунзе выезжают по Суздальскому шоссе? — уточняем.
— Есть дополнительная возможность выезда на Московский через улицу Гоголя. Плюс необходимо учитывать, что в этом году утвержден проект планировки строительства Карабулинки. Поэтому с транспортной точки зрения представленный проект застройки нас устраивал, — ответил Артем Цымбалов. — А вот с точки зрения социальных учреждений мы сразу же предупредили инвестора, что его концепция не пройдет и мы не допустим подобного строительства.
Потребовали сквер и садик
Артем Цымбалов объяснил, что инвестора попросили переработать проект с учетом обязательного размещения детсада на 170 мест и создания сквера. Застройщик, по словам архитектора, уже закупил оборудование для детского городка. Установить его должны до зимы.
— На участке располагается небольшой сквер. Мы рекомендовали инвестору полностью его сохранить. В итоге озелененная территория, которая уже сегодня используется горожанами для отдыха, полностью сохраняется. Также в ней планируется разместить спортивные и детские сооружения, — рассказал архитектор. — Спортивные центры в окрестностях этого квартала есть, а парков — нет. Ближайший — парк «Нефтяник». Поэтому мэрия ищет способы обеспечения этого района дополнительными парками.
«Мы видим, что инвестор идет строго по заданному пути. Притом что территория не принадлежит городу и распоряжаться ей мы не можем»
Артем Цымбалов убежден, что город должен предоставлять любому собственнику возможности для реализации инвестиций с учетом нужд Ярославля. Главное — выполнение требований градостроительного законодательства.
— По данной территории были изменения в генплане города. Мы проводили публичные слушания, и люди в целом поддержали инициативу инвестора по строительству многоквартирных домов с сохранением части спортивной территории и строительству детского садика, — объяснил архитектор. — Далее мы контролируем развитие этой территории через разработку проекта планировки территории. Разрабатывает его инвестор за счет собственных средств, привлечения частного проектировщика. А мы осуществляем проверку и согласование. Скоро проект будет представлен на общественные обсуждения.
«Нам проект "Локомотива" сдавался порядка четырех или пяти раз. Каждый мы выдавали замечания. С каждым разом было всё меньше и меньше»
— Можете привести пример замечания?
— Есть замечания технического характера, условно говоря, не так координаты указаны. Это мы даже обсуждать с вами не будем. Это есть в любой работе. Более существенные замечания — это, что называется, «выжать» каждый квадратный метр. И поэтому, чуть-чуть добавляя, к примеру, в квадратных метрах жилья, мы усматриваем, что застройщик теряет в площадях парковки и вместимости садика, — высказался Артем Цымбалов. — Этот участок никогда не принадлежал ни мэрии, ни области, и не было предложения о его передаче городу. Это всегда была частная история: частник купил у частника и планирует на этом заработать, а для города также важно новое жилье с выполнением всех градостроительных требований, — добавил Артем Цымбалов. — Если это жилая застройка, значит, надо выполнить все требования по социальной инфраструктуре и по транспорту. В данном случае это хранение транспорта. Плюс сохранение той зоны, где люди привыкли отдыхать и где им нравится проводить свое время.
«Мы все понимаем, что инвестор не занимается меценатством или альтруизмом. Это коммерческий проект»