В Ярославской области не выдерживают снежных масс и рушатся крыши домов, а фасады крошатся. Давно не видевшие ремонта здания не выдерживают стихии, а расселение таких домов по-прежнему движется слишком медленно. О дорогом капитальном ремонте и о том, почему жители аварийных домов годами не могут переехать в новое жилье, в интервью порталу 76.ru рассказал заместитель председателя комитета по экономической политике Ярославской областной думы, председатель ассоциации собственников жилья «Ярославия» Альфир Бакиров.
– В области продолжают расселять аварийное жилье. За прошлый год снесли три расселенных аварийных жилых дома во Фрунзенском и Заволжском районах. Еще осталось расселить 264 дома или 128,7 тысячи квадратных метров жилой площади. Какова текущая ситуация с аварийным жильем в регионе?
– На мой взгляд, здесь ситуация можно даже сказать, катастрофическая. Причина заключается в том, что последние годы фактически на эти цели – на расселение ветхого и аварийного жилья – деньги в муниципальных образованиях не выделялись. Приведу пример: в 2007 году в Переславле-Залесском составлялись последние списки на расселение. Такая же ситуация и в других городах. В программу вошли только те дома, которые были включены по решению определенных чиновников или муниципалитетов до 2007 года. После этого программы не дорабатывались, и в списки ни одного здания не вносилось. Только в судебном порядке. И довольно интересный момент есть: когда у здания уже заваливается стена, ее подпирают бревнами, подпорками. Именно так происходило в Переславле. Есть уже определение прокуратуры по данному вопросу. А дом аварийным не признают.
– А в чем причина?
– Причина очень простая – отсутствие финансовых средств. Впервые на эти цели выделяются федеральные средства (На расселение аварийного жилья правительство региона в ближайшие три года намерено направить 4,735 миллиарда рублей. Более полутора миллиардов будут выделены из федерального бюджета – Прим. авт.). Замгубернатора Андрей Епанешников на совещании в Томске при мне подписывал соглашение о выделении 900 миллионов на расселение «аварийки». Он настойчиво пытается добиться, чтобы области были выделены деньги. Что могу сказать – это благое дело, и если все получится, а деньги все-таки пойдут на расселение ветхого и аварийного жилья, хоть какая-то часть населения сможет решить свои жилищные проблемы.
– А какую долю занимает аварийное жилье в общем объеме жилфонда области?
– Конечно, аварийное жилье – это сотни тысяч квадратов. Причем ежегодный прирост аварийного жилья в Ярославской области – порядка 30–40 тысяч квадратных метров.
– Но домам, которые не признаны аварийными, необходим капремонт. В соответствии с поправками в Жилищный кодекс РФ, собственникам придется ежемесячно платить за капремонт. Что вы об этом думаете?
– Этот вопрос сейчас рассматривается. Есть несколько аспектов, связанных с капремонтом. Минимальная сумма определена в размере от 3 до 9 рублей. Это каждый регион определяет самостоятельно. Например в Татарстане это уже 10 рублей. Но республика Татарстан на первом этапе вносила очень большую долю софинансирования. У нас в Ярославской области такой возможности в настоящий момент нет. Но при этом мы будем делать свою региональную программу, первые шаги нужно делать. Когда-то жителям все равно придется ремонтировать жилье. Надеяться на государство нет никакой возможности. Доля софинансирования, которую мы просим от федерации – это 65%. Потому что перекладывать на плечи жителей ответственность за капитальный ремонт – это не только неправильно, но и, на мой взгляд, это невыполнение обязательств государства, которое долгие годы ничего не делало для поддержания состояния этих домов.
– Однако к этим предложениям не прислушались. Федерация будет софинансировать 50%. Остальные деньги должны искать городские и областные власти, а также сами собственники. Настаивать на своих предложениях будете?
– Совершенно верно, сейчас доли софинансирования определены как 50% на 50%. Но мы с этим категорически не согласны. Я был одним из инициаторов письма-обращения на имя президента РФ и председателя правительства, в котором мы сообщаем, что Ярославская областная дума не согласна с этим решением. Ведь даже крупные республики – Татарстан, Башкирия – совершенно ответственно в Томске на совещании заявили «мы не потянем эту цифру». Ярославская область при нашем дефиците бюджета тем более эту цифру не потянет. В последний раз на думе подтвердили, что нынешняя ситуация региональный парламент не устраивает. Эта проблема для нас до сих пор стоит очень остро.
Альфир Фидаевич Бакиров родился 10 октября 1956 года в Уфе, республика Башкортостан. Закончил Пермское высшее военное командное училище, Башкирский государственный университет и Российскую академию госслужбы при Президенте Российской Федерации. В феврале 2001 года был избран председателем совета «Переславского движения предпринимателей и налогоплательщиков». В сентябре 2001 года возглавил Ассоциацию предпринимателей малых городов и муниципальных образований Ярославской области. В марте 2004 года избран депутатом государственной думы Ярославской области. Руководитель приемной Путина в Ярославской области, региональный координатор проекта «Управдом». Женат, воспитывает двоих сыновей.
– Капремонта недостаточно, но ведь и с текущим тоже есть проблемы. За последние дни в Ярославле и области обрушилось несколько крыш, трескаются балконы. В чем причина, как считаете?
– Вы знаете, директор управляющей компании Заволжского района Светлана Чаброва в свое время подняла вопрос о том, что множество домов находится в аварийном состоянии. Причем такая же ситуация была по Ленинскому, Красноперекопскому, Кировскому районам. Одно из предложений управляющей компании было таким: если властные структуры не примут решения по содержанию, капитальному ремонту домов, то эти здания управляющая компания хочет просто «сбросить». Такой эксперимент был проведен за Волгой. Не поверите – эти 60 домов мэрия теперь просит забрать обратно, готова софинансировать ремонт. Эти аварийные дома кроме управляющих компаний никому не нужны. На мой взгляд, нужно провести полную инвентаризацию жилищного хозяйства Ярославской области, и реально определиться: сколько же у нас домов находится в аварийном состоянии, сколько можно отремонтировать, а какие проще снести.
Ремонтировать аварийный дом – это бесполезная трата сил и денег. Поэтому я сейчас выступаю за то, чтобы это было консолидированное решение муниципалитетов, области, федерации. При этом федерация должна взять львиную долю ответственности на себя по одной простой причине: ни в годы советской власти, ни в постперестроечное время властные структуры никогда не вкладывали денег в капитальный ремонт домов. В лучшем случае в текущий. Не могу вспомнить такой ситуации, когда в советское время жители были вынуждены, например, ставить двери в подъезде за свой счет. Раз уж эта программа заработала, нужно довести ее до ума – как в рамках областной программы капремонта, так и в рамках федеральной. Но деньги из федерации в обязательном порядке должны выделяться. Перекладывать на жителей ответственность за те беды, которые произошли по вине государства, ни в коем случае нельзя.
– Если снова вспомнить об обрушившихся крышах, одной из причин обрушений может быть некачественная уборка кровель, а не только аварийное состояние здания, как считаете?
– Тут несколько моментов. Счищать снег с крыш жилых домов – прямая обязанность управляющих компаний. Жаловаться на нерадивых коммунальщиков можно в районную администрацию, мэрию города и прокуратуру. Ответственность за уборку снега и сосулек с крыш нежилых домов несут собственники. Если это магазин, то сосульки, наледь и снег должен убрать владелец или арендатор торговой точки. Если школа – руководство образовательного учреждения. Но если мы говорим о ветхом жилье и ветхой крыше, которая требует капитального ремонта – это другая ситуация. Но есть еще и третья ситуация, когда после капитального ремонта жители мне жалуются, как председателю ассоциации собственников жилья, на то, что у них текут крыши, что ремонт сделан некачественно. Это огромная проблема. Когда деньги выделяются, а используются неэффективно. Я считаю, что и госструктуры, и общественные организации должны взять под контроль расходование этих денег. Потому что денег выделяется огромное количество, миллиарды, но эффективность их использования никто не контролирует.