Последние пару месяцев в Ярославской области то и дело всплывают скандальные подробности о состоянии очистных. Тех самых сооружений, через которые проходят канализационные стоки и содержимое ливневок перед выпуском в Волгу.
Ярославские объекты обсуждают на уровне Правительства Российской Федерации, поскольку миллиарды, на которые они строятся, выданы из федерального бюджета.
В этом тексте разбираемся, что происходит с очистными в Ярославской области, почему депутат Госдумы Жанна Рябцева скандалит с местными из-за их состояния и чем может обернуться невнимательное отношение к очистке воды в будущем.
Зачем сохранять Волгу
— Всё, что идет от людей, должно подвергаться очистке и обеззараживанию, — объяснил доцент кафедры «Водоснабжение и водоотведение» Национального исследовательского Московского Государственного строительного университета Сергей Залетов. — Очистные сооружения нужны по-любому, не только в Ярославской области.
Качество выпускаемых стоков в реку влияет не только на состояние водоема, но и на качество жизни берегов.
— Если нет очистки, то всё неочищенное льется в ближайший водоем, отсюда и заболевания. Просто момент — раньше были одни стандарты [очистки], сейчас другие — более жесткие. Помимо бактериологических заболеваний, есть цветение водоемов. Это рост сине-зеленых бактерий и он как раз вызывается тем, что сбрасывается в реку. От человека у нас идет углерод, азот, фосфор. Это всё, попадая в реку, вызывает рост сине-зеленых водорослей, — объясняет 76.RU эксперт.
А рост сине-зеленых водорослей вызывает дефицит кислорода, который они потребляют. Как следствие, заморы рыб, особенно в теплое время года.
Все населенные пункты на Волге получают и сбрасывают воду из реки и в реку или на рельеф. Поэтому всё, что «выливает» город, важно качественно очищать.
— Волга — река мощная, но всё равно есть предел самоочищающей способности. Поэтому, если сбрасывать неочищенную воду, будут вопросы к водоподготовке. А это уже напрямую вопрос здоровья людей. Естественно, технологии предусматривают обеззараживание, есть барьеры, которые этого не допускают, — добавил Сергей Залетов.
Это уже напрямую вопрос здоровья людей.
Об очистке стоков, попадающих в Волгу, задумались еще в советские годы, так по берегам появились первые очистные сооружения.
— Ситуация какая: была крупномасштабная программа в 70-е годы прошлого века. Раньше был слив без очистки, после этого было постановление правительства, очистные сооружения построили повсеместно, сейчас они пришли в негодность, плюс изменились требования. [Обновлять очистные нужно] сейчас или никогда. Сейчас самое время реконструкции! Причем реконструкции — не просто «восстановить», как было раньше, а восстановить с внедрением современных технологий, — пояснил эксперт.
Так в России появился федеральный проект «Оздоровление Волги» нацпроекта «Экология». На его реализацию в разных регионах из федерального бюджета выделили десятки миллиардов рублей. Для Ярославской области, как заявлял еще в 2019 году Дмитрий Миронов (экс-губернатор Ярославской области, ныне — помощник президента РФ), дали более 7 миллиардов рублей. В 2021 году на сайте Ярославской областной думы сообщалось, что региональным бюджетом будет предусмотрено больше 800 миллионов рублей в качестве софинансирования. В областном правительстве конкретизировали:
— Общий объем инвестиций в рамках реализации на территории Ярославской области федерального проекта «Оздоровление Волги» в период 2019–2024 годы составит 7,2 миллиарда рублей, в том числе 6,9 миллиарда рублей за счет средств федерального бюджета. <...> Для скорейшего достижения нормативных показателей заказчиками — администрациями муниципальных районов проводится претензионная работа с подрядными организациями и производителем оборудования. В отношении проектной документации по всем указанным объектам получено положительное заключение ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза».
Подробнее о проекте
Федеральный проект «Оздоровление Волги» реализуется с августа 2017 года по декабрь 2025 года по нескольким государственным программам: «Воспроизводство и использование природных ресурсов», «Охрана окружающей среды», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Он направлен на улучшение экологического состояния реки и обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса за счет сокращения к концу 2024 года в три раза доли загрязненных сточных вод, попадающих в Волгу, и реализации комплекса мер по восстановлению водных объектов низовья Волги, в том числе дополнительного обводнения реки Ахтубы. В Ярославской области по нему же будут ликвидированы «зеленые масла».
Общий бюджет проекта «Оздоровление Волги» — 127,9 миллиарда рублей.
Реализация проекта началась в 2019 году, с тех пор в Ярославской области уже работают 13 объектов, еще два — в Ростове и поселке Нагорье Переславского района — достраиваются. Однако в 2024 году вскрылись неприятности: огромные суммы потрачены на очистные, которые не выполняют свои функции.
Построены с нуля: очистные в Тутаеве на улице 2-я Овражная за 30,2 миллиона рублей, очистные хозяйственно-бытовых стоков в поселке Октябрь Некоузского района за 54,56 миллиона рублей, очистные водоотведения в Большом Селе за 185,5 миллиона рублей, очистные канализации в поселке Тихменево Рыбинского района за 80,9 миллиона рублей, очистные хозяйственно-бытовой канализации в Новом Некоузе за 141,2 миллиона рублей.
Реконструированы: очистные сооружения канализации в поселке Каменники Рыбинского района за 183,6 миллиона рублей, очистные канализации в поселке Судоверфь Рыбинского района за 134,8 миллиона рублей, очистные хозяйственно-бытовой канализации в Красном Профинтерне Некрасовского района за 131,8 миллиона рублей, канализационные сети и очистные канализации в селе Золоторучье Угличского района за 927,6 миллиона рублей, и два объекта в Ярославле: система обеззараживания на очистных за 500,97 миллиона рублей и комплекс сооружений биологической очистки — 1 миллиард 229,7 миллиона рублей.
В Ростове и Нагорье стройка идет с отставанием, объекты должны сдать до конца 2024 года. Однако, по оценке депутата Госдумы Жанны Рябцевой, этого не удастся сделать.
«Росприроднадзор проинспектирует»
О проблеме заговорила, а вернее сказать, закричала, депутат Госдумы РФ Жанна Рябцева, зампредседателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, член «Народного фронта». Позднее выяснилось, что до ее инспекций расследование уже вели ФСБ и полиция. В мае 2024 года были возбуждены уголовные дела по четырем объектам: в Красном Профинтерне, Большом Селе, поселке Тихменево, Новом Некоузе (кто к этому причастен — читайте здесь).
5 июля 2024 года заместитель председателя правительства Дмитрий Патрушев во время заседания заявил об «инциденте»:
— Я подписал поручение о проведении проверок Росприроднадзором в отношении 55 юридических лиц, эксплуатирующих очистные сооружения на Волге. Они уже начинаются. И это только первый этап. По всем остальным объектам Волги и Байкала, входящим в федпроекты, необходимо подготовить аналогичное поручение. Их Росприроднадзор также обязательно проинспектирует, — цитируют слова Дмитрия Патрушева в пресс-службе правительства.
Изначально представители очистных предполагали, что работу не могут наладить на этапе эксплуатации, позднее выяснилось — причина в проектах.
Что не так
С 15 по 17 июля Жанна Рябцева вместе с экспертами приехала в Ярославскую область с повторной проверкой — посмотреть, что изменилось на объектах после их замечаний, и проинспектировать остальные.
17 июля 76.RU вместе с депутатом Госдумы Жанной Рябцевой выезжали по объектам в Ярославле, Ростове и Переславском районе.
— Объекты построены уже четыре года как. На целевые показания они так и не вышли по ряду объективных причин — нарушение технологии и неправильное техническое задание с некорректными показателями по стокам. То, что мы увидели, к сожалению, на объектах лучше не стало, — рассказала журналистам депутат Госдумы.
Если говорить простым языком, где-то проектировщики заранее завысили показатели, где-то хромает оборудование. Обстановка на коллекторе в Дютьково Рыбинского района просто шокировала Жанну Рябцеву.
— У вас построен коллектор за 1,89 млрд. Коллектор должен был собирать стоки, очистные в деревне должны были быть закрыты, сток должен был идти через коллектор на Рыбинск. Что вчера мы увидели? Канализационная насосная станция первая там нерабочая, еще ряд нерабочий. Коллектор, который был построен в 2021 году, сейчас не работает. Очистные как были неработающие, так они и не работают, — рассказала Жанна Рябцева.
Недочеты нашли практически на всех объектах, лучше всего ситуация, по словам экспертов, в Ярославле. Здесь, не с первого раза, но очистные работают.
— Мы по всем фиксируем. Мощность одна строилась, допустим, тысяча, а фактически идет сток в сто, двести, триста. А ты проектировал на тысячу, у тебя оборудование не запущено на тысячу, у тебя нет стока, — пояснила Жанна Рябцева.
По словам Рябцевой, надежда на исправление ситуации в области есть, однако на это уйдут силы. И снова — деньги:
— Золоторучье докрутят, чуть-чуть надо с фильтрами и воздуходувками разобраться. Потребуются серьезные проектные изменения на ряде объектов. Учитывая то, что у вас один и тот же поставщик оборудования, причем он ваш, местный. Для нас большое откровение, когда местный производитель оборудования. Для области это всегда плюс — можно обслуживать оборудование. То, что сделано всё неграмотно, это мягко подбираю слова. Это привело к тому, что уже на протяжении многих лет эксплуатация не может ничего сделать. Плюс те уголовные дела, которые заведены, оборудование стоит, паспортов на оборудование нет. Люди просто крутят, вертят рукояти, как бог пошлет.
По словам инспекции, после возбуждения уголовных дел на объект в Красном Профинтерне рабочие едва ли не боялись заходить. При этом от них ждали исправления «косяков».
«Разбазар должен закончиться»
— У меня [нет] такой задачи, чтоб во власти головы полетели. Самое главное, чтобы они сейчас сгруппировались и перестали истерить. Мы видим то, что мы видим. У нас есть задача навести порядок. Никого посадить задачи у нас нет. Наша задача — разобраться, что произошло, — рассказала Жанна Рябцева.
На вопрос 76.RU о том, какие санкции могут быть применены в отношении власти, Жанна Рябцева ответила следующее:
— Там, где мы считаем, что нецелевое использование денежных средств, — деньги должны вернуть в казну. Точка. Предложение рабочей группы было: ввести KPI для губернаторов. Потому что все скамейки, отремонтированные дороги — какой-то KPI есть, а вот по поводу очистных — нет. А очистные сегодня — это в том числе жизнедеятельность людей, потому что тарифы платим. В рамках «Формирования комфортной городской среды» пришли на набережную, на скамейке, за федеральные деньги построенной, посидели, но с вас никто не взял деньги, а здесь — берут, — говорит Жанна Рябцева.
Нужно отметить, в масштабах страны есть примеры, на которые стоит ровняться. По словам Жанны Рябцевой, федеральный проект «Оздоровление Волги» вполне успешно реализовали в Козьмодемьянске (Марий Эл), Ворсме (Нижегородская область), Череповце (Вологодская область) и других.
— Мы не разучились строить. <...> Кто бы что ни думал там: «русский Иван». Мы умеем строить. <...> Когда ты относишься по-хозяйски, когда это дело твоей жизни и ты этим занимаешься профессионально. Тогда мы видим результат. А когда ты пришел: «Я сегодня работаю, завтра не работаю», «Деньги, а кто там проконтролирует федеральные деньги». Вот этот разбазар должен закончиться, слово «освоение» должно закончиться, — обратила внимание в беседе с 76.RU Жанна Рябцева.
Местные общественники разделяют возмущение столичной коллеги. Председатель «Народного фронта» Ярославской области Оксана Каменецкая считает, что теперь у региона есть понимание, как дорабатывать объекты.
— В Ярославской области всё очень плохо, к сожалению. «Народный фронт» контролирует реализацию нацпроектов по личному поручению президента. <...> Большинство очистных сооружений построены еще в 2020–2022 годах, но на нормативные показатели по качеству очистки сточных вод до сих пор не вышли. На сегодня по инициативе губернатора на доработку объектов из областного бюджета выделено 100 миллионов рублей, есть понимание, что и как делать. Мы будем жестко контролировать ситуацию вместе с федеральными экспертами, потому что бюджетные деньги должны расходоваться эффективно, а людям нужна чистая Волга, чистая вода, — рассказала в беседе с 76.RU Оксана Каменецкая.
Жанна Рябцева считает, что в Ярославской области недоследили за стройками.
— Мы увидели всё, у нас было десять глаз, пять человек. Один человек может не увидеть, а вот пять — увидели. Многим не нравится, мягко говоря, — добавила депутат Госдумы.
Это история регионов — контроля не было.