Роспотребнадзор начал проверку из-за вони, на которую жаловались жители Фрунзенского и Красноперекопского районов месяц назад. В первых числах сентября 2021 года мы собирали жалобы горожан на едкий запах, появляющийся ночью. Ярославцы описывали его по-разному: бензина, горелой пластмассы, ацетона. Однако у всех них есть нечто общее — химия.
Активисты пытались разобраться, почему с запахом ничего не делают. В ответ на их запрос Роспотребнадзор прислал необычный ответ. Оказалось, ведомство не располагает методиками идентификации в воздухе неизвестных химических веществ.
«Аккредитованный испытательный лабораторный центр ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области", осуществляющий проведение лабораторных исследований в атмосферном воздухе населенных мест по поручению Управления, не располагает методиками идентификации неизвестных химических веществ в воздухе», — говорится в документе Роспотребнадзора, который прислали в ответ активистам.
Практически на все жалобы ярославцев в соцсетях чиновники отправляли людей в Роспотребнадзор. Мол, чувствуете едкий запах — обращайтесь туда. Жительница Липовой горы Марина так и сделала. И ей ответили.
Нашли виноватого
Ярославна написала в Роспотребнадзор с жалобой на химозный запах в микрорайоне Липовая гора. Публикуем текст письма за подписью первого заместителя директора департамента — заместителя главного государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды Станислава Малыгина.
«На Ваше обращение, поступившее в адрес департамента из Управления Роспотребнадзора по Ярославской области, содержащее информацию о загрязнении атмосферного воздуха в районе Индустриального переулка микрорайона Липовая гора Ярославля, сообщаем следующее.
Департаментом, с привлечением лаборатории ГБУ ЯО «Центр охраны окружающей среды», осуществляются регулярные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Фрунзенского района г. Ярославля. В районе расположения промышленной площадки нефтебазы при соответствующем направлении ветра 30 августа 2021 года проведены наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на маршрутных постах у д. 1 по ул. Проектируемая и д. 11 по ул. Академика Колмогорова г. Ярославля. По результатам лабораторных исследований превышений санитарных норм по отобранным веществам не установлено.
Вместе с тем при рассмотрении Вашего обращения установлено, что потенциальным объектом негативного воздействия на окружающую среду, подлежащим региональному государственному экологическому надзору и оказывающим возможное влияние на ухудшение качества атмосферного воздуха в районе Индустриального переулка г. Ярославля, является ЗАО «Регион-Склад». Общество осуществляет деятельность по подготовке железнодорожных вагонов (цистерн) под налив на площадке по адресу: г. Ярославль, ст. Пристань. В отношении указанной организации департаментом в настоящее время проводится предварительная проверка».
Компания, которую решило проверить ведомство, находится на улице Гагарина. По данным сервиса «Контур.Фокус», ЗАО «Регион-Склад» действует с 2004 года. Занимается вспомогательной деятельностью, связанной с железнодорожным транспортом. Обработкой металлических изделий, производством железнодорожных локомотивов и подвижного состава и другим.
— У нас на предприятии проблем никаких нет. Постоянно нас проверяют — и экологи, и прокуратура природоохранная, завтра будет очередное мероприятие, как раз придет департамент. У нас выбросов вредных нет, всё в норме. И, соответственно, санитарно-защитная зона предприятия. А то что какие-то жалобы идут, так мы работаем два с половиной года, еще до этого писали, что идут запахи. Пишут, что запахи по ночам, а мы по ночам не работаем. Здесь вокруг куча предприятий, — рассказал в разговоре с 76.RU представитель ЗАО «Регион-Склад» Михаил.
Вонь во Фрунзенском и Красноперекопском районах давно беспокоит жителей. Еще одним виновником неприятного запаха называют асфальтовый завод.
Напомним, на Туговой горе (в самом начале проспекта Фрунзе) после жалоб жителей останавливали работу цеха плавки и заливки чугунного литья. Тогда окна в домах жителей покрывались желтым налетом, который также въедался в кузова машин.