В 90-е в таких сумках челноки возили свой товар. Большой, туго набитый клетчатый баул стоял в коридоре суда напротив зала, где 20 июня оглашали приговор экс-советнику бывшего мэра Ярославля Владимира Волкова — 39-летнему Сергею Бакшину. В зал суда эту сумку решили не затаскивать.
Сам подсудимый искренне надеялся, что после окончания заседания он с этой ношей вернется домой. На это же надеялся и единственный человек, который приехал его поддержать — отец Валерий Бакшин. Даже адвокатов на приговоре не было. Однако вердикт суда оказался суровым — девять с половиной лет лишения свободы в колонии строго режима. Плюс штраф — 5 миллионов 250 тысяч рублей. Хотя обвинение просило еще больше — 12 лет лишения свободы и штраф в размере 19 миллионов рублей.
Было видно, что и сын, и отец растерялись, услышав такой приговор. Сергей Бакшин, который в течение всего заседания прятал лицо под медицинской маской, надел еще и кепку, попытавшись натянуть ее максимально глубоко. Потом почему-то снял. Растерянно отдавал полицейскому что-то из карманов. Прямо в зале суда на мужчину надели наручники. При выходе Бакшину всё-таки пришлось взять злополучную сумку. Нести ее в наручниках было неудобно — осужденный вынужден был тащить ее перед собой. Кажется, все, кто в этот момент был рядом, прочувствовали, как ему тяжело — и физически, и морально.
Именитый отец — о приговоре сыну
В опустевшем коридоре остался отец Сергея. В нём мы узнали бывшего именитого журналиста из Владивостока.
Валерий Викторович Бакшин родился в 1948 году в Южно-Сахалинске. Много лет работал во Владивостоке: был деканом факультета журналистики Дальневосточного государственного университета, редактором нескольких газет, председателем ФГУП «Тихоокеанская государственная телерадиокомпания "Владивосток"», директором филиала ФГУП «ВГТРК» «ГТРК "Владивосток"». Автор книги «Сердце мое принадлежит Владивостоку». С 2017 года живет в Москве и Подмосковье.
Валерий Бакшин рассказал, что в корне не согласен с решением суда по поводу сына.
— Такого решения мы не ожидали. Защита настаивала на оправдании. Сын вину не признал. Суд не учел очень важные моменты. В частности, фальсификацию доказательств. 20 января прошлого года этот же суд направил дело на дорасследование, потому что были допущены серьезные нарушения. Первое дело вообще смешное. Там обычный бартер. При этом не в интересах моего сына, а в интересах предприятия — есть документы. Там нет состава преступления. А по второму эпизоду была фальсификация доказательств, подделка документов. Речь идет о трудовом договоре, материалах допроса. Уже после завершения следствия были предприняты следственные действия, которые следователь не имел права проводить. Но ни прокуратура, ни следственный комитет никаких серьезных мер не приняли. Были обращения двух депутатов Госдумы — были получены отписки. Мы ожидали более мягкого решения. Первый эпизод — это вообще смешно. Второй эпизод, по мнению защиты, — было мошенничество, — сообщил Валерий Бакшин.
Он добавил, что следствие шло шесть лет, включая расследование еще в столице по первому эпизоду.
— По нему Московская прокуратура закрывала дело, так как не видела состава преступления. Ярославская прокуратура возобновила расследование. Шесть лет сын не имел возможности нормально работать. За это время у него родился сын — 1,5 года назад. Есть еще дочь, — рассказал Валерий Бакшин.
Семья уже решила, что будет оспаривать приговор Кировского районного суда.
За что судили Сергея Бакшина
Суд над Сергеем Бакшиным начался 28 июля 2022 года. Обвинения были предъявлены по двум эпизодам. Первый относится к сентябрю 2016 года, когда Бакшин работал в подмосковном городе Люберцы в должности директора муниципального унитарного предприятия «Реклама», контролировавшего законность размещения рекламы на городской территории. По данным следователей, Бакшин потребовал от одного из владельцев незаконных рекламных щитов взятку за то, чтобы его конструкции не демонтировали.
— Бакшин предложил руководителю «Чистого города» передавать ему ежемесячно в качестве взятки денежные средства в сумме 84 тысяч рублей за незаконное бездействие в пользу общества «Чистый город» и ненаправление в администрацию Люберецкого муниципального района информации о незаконно размещенных рекламных конструкциях, — говорится в материалах дела.
Правда, потом Бакшин изменил требование: вместо денег предложил передать ему технику — ноутбук и лазерный принтер на общую сумму 155,5 тысячи рублей. В сентябре 2016 года это имущество ему передали. Сам Бакшин настаивал, что техника на самом деле предназначалась для МУП «Реклама».
Кстати, этот эпизод Кировский районный суд переквалифицировал с получения взятки на более мягкую статью — покушение на мошенничество.
Второй эпизод уже относится к его деятельности в Ярославле. С 2019-го по апрель 2021 года Бакшин был советником мэра Владимира Волкова по вопросам торговли, рекламы и туризма. А затем стал заместителем директора акционерного общества «Центр» и директором культурно-спортивного комплекса «Вознесенский». Именно на посту руководителя АО «Центр» он и оступился. Общество отвечает в Ярославле за работу центрального рынка и ярмарок. В обязанности Бакшина входило регулирование вопросов по ярмаркам. По версии следствия, он потребовал взятку у предпринимателя Виталия Выблова за то, чтобы тот беспрепятственно мог заключить договоры аренды на площадки для торговли на проспектах Машиностроителей и Московском, а также за снижение цены аренды с 950 до 200 рублей за место.
— В ходе разговора Бакшин сообщил, что цена за торговое место будет снижена до 200 рублей. Меня это удивило. Я спросил, а остальная сумма как будет платиться? На это Бакшин показал экран своего телефона, на котором были написаны цифры, и спросил, согласен ли я. Я понял, что это сумма взятки. Я согласился. Потому что понимал, что могу лишиться единственного заработка. Спросил, каким образом мне передавать деньги. Он сказал, что со мной свяжутся, — зачитали в суде показания предпринимателя.
Сначала Бакшин якобы попросил за свои услуги 1,2 миллиона, но через некоторое время решил увеличить сумму до 1,8 миллиона рублей. Деньги получал через посредника — своего знакомого, который заключил с предпринимателем фиктивный договор (по нему бизнесмен якобы был должен). По версии следствия, взятку предприниматель передавал частями — в марте и апреле 2021 года. Он успел заплатить 692 тысячи рублей. После этого решил обратиться за помощью к правоохранителям. 29 апреля сотрудники ФСБ задержали Бакшина с поличным.
Что насторожило адвокатов
На первом же заседании суда адвокаты Бакшина заявили, что в основу обвинительного заключения положены доказательства, которые обвиняемый назвал фальсификацией. Например, должностные инструкции Бакшина в АО «Центр».
— В протоколе обыска указано, что изъят один экземпляр на пяти листах. По факту в конверте два экземпляра на пяти листах. Защитой получена копия протокола обыска, где указано, что изымалась должностная инструкция на трех листах. Возникают сомнения, какой же документ был изъят? — сообщали адвокаты.
Сам Бакшин вообще говорил, что он не подписывал никаких должностных инструкций.
— Фальсификация трудовых договоров подтверждается материалом суда по вопросу избрания меры пресечения. Следственными органами представлены иные документы, не те, которые содержатся в материалах уголовного дела — они отличаются по первому и последнему листу, по расположению печатей и подписей, — сообщили адвокаты Бакшина.
Вообще, дело Бакшина начинали рассматривать еще в январе 2022 года. Но суд решил вернуть его в прокуратуру из-за того, что обвинительное заключение было составлено с нарушением. А летом дело вновь передали в суд. Но, как утверждала защита Бакшина, нарушения так и не были исправлены.