Бизнес Наталия Дмитриева, управляющая ярославским филиалом банка ВТБ: «Мы заработали кредит доверия наших клиентов»

Наталия Дмитриева, управляющая ярославским филиалом банка ВТБ: «Мы заработали кредит доверия наших клиентов»

Сегодня в дни экономической нестабильности даже далекие от бизнеса люди вдруг поняли, насколько благосостояние каждого из нас зависит от устойчивости банковской системы. Но есть банки, которые не только чувствуют себя уверенно, но и наращивают свое присутствие на рынке. О том, как это удается ярославскому филиалу банка ВТБ, рассказывает в интервью нашему корреспонденту управляющая филиалом Наталия Дмитриева.

– Наталия Валентиновна, прошла уже половина 2012 года, года очень неспокойного в банковской сфере. Как сработал за эти шесть месяцев ярославский филиал банка ВТБ?

– Основной нашей задачей является финансирование экономики. Так вот, за шесть месяцев этого года ярославский филиал выдал предприятиям региона кредитов на общую сумму 6,1 миллиарда рублей. А это на 73 с лишним процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля филиала на рынке корпоративного кредитования выросла на 2,5 процента и составила 22,5 процента. Мы много работаем с властными структурами, например с правительством Ярославской области, мэрией Ярославля и администрацией Рыбинска. Мы и дальше намерены участвовать в конкурсах на предоставление услуг государственным структурам и предлагать максимально выгодные условия. Также мы финансируем средний бизнес: объем кредитов за полгода вырос почти вдвое, а клиентская база – в полтора раза. Увеличилась и прибыль филиала. Так что мы вполне довольны результатами, но на достигнутом останавливаться не собираемся.

– Как известно, кредиты – рисковый бизнес. Если вторая волна кризиса все же накроет наши предприятия, они не смогут вовремя возвращать долги, и у банка начнет копиться просроченная задолженность.

– Конечно, кризис влияет на способность клиентов своевременно выполнять свои обязательства, мы хорошо это понимаем. Именно поэтому большое внимание мы уделяем мониторингу финансового состояния заемщиков, что позволяет на раннем этапе увидеть проблемы и дает возможность разработки сценариев их решения с учетом интересов обеих сторон. Данная система мониторинга работает, ее эффективность подтверждает тот факт, что с 2009 года новой просроченной задолженности у нас нет. Объем имеющейся мы планомерно уменьшаем. На сегодняшний день у филиала достаточно диверсифицирован кредитный портфель. Если раньше чуть ли не 90 процентов прибыли нам давали несколько клиентов, то сегодня их доля снижается. И это при том, что в абсолютном выражении объем кредитов якорных клиентов не уменьшается и даже растет.

– У банка есть какие-то специализированные программы для среднего бизнеса?

– Раньше у нас были так называемые отраслевые кредиты, но постепенно мы пришли к выводу, что не нужно делить клиентов по отраслям. Самое главное – индивидуальный подход к каждому заемщику. Это не пустые слова. Наши менеджеры – а за каждым предприятием закреплен свой сотрудник банка – зачастую знают бизнес своих заемщиков не хуже, чем сами клиенты. Ряд компаний кредитуются у нас не один год, на наших глазах их бизнес растет и укрепляется. Многие предприятия получают в нашем банке практически весь спектр банковских услуг. С одной стороны, это удобно самому клиенту, снижает его издержки, с другой – мы видим движение денежных потоков, можем оценить надежность компании, а следовательно, предложить кредит под более низкую ставку.

– Как вы думаете, в чем особенность нынешних заемщиков по сравнению с теми, что были, скажем, до кризиса?

– Они существенно изменили схему работы, гораздо эффективнее используют свои финансовые ресурсы. Куда меньше стало компаний, готовых «короткими» деньгами финансировать долгосрочные проекты в надежде на «потом отдам». Ощутимо больше бизнес стал пользоваться и таким инструментом, как банковские гарантии. Набирает обороты кредитование с привлечением иностранного капитала. Данный продукт востребован прежде всего среди компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность и имеющих встречные потоки валютных платежей. Если раньше предприятия спокойно держали остатки средств на расчетных счетах, то сейчас они предпочитают, чтобы и эти деньги работали – соответственно, растут срочные депозиты, все большей популярностью пользуется овернайт. Мы расцениваем это как положительный фактор, указывающий на зрелость бизнеса.

– Есть риск, что общее замедление роста кредитования отрицательно скажется на финансовых показателях филиала? Может ли вообще кредитное учреждение диверсифицировать свои риски в кризис?

– Без рисков не обходится ни один бизнес, и банковский в том числе. В сложившейся экономической ситуации клиенты достаточно аккуратно относятся к привлечению средств. С начала года региональный рынок в целом вырос на 3,5%, то есть налицо общее замедление темпов роста кредитования. Показатель ярославского филиала ВТБ составил 7%, так что мы растем. Другой вопрос, что банки ведь зарабатывают не только на процентных доходах, то есть кредитах. Пожалуй, одним из самых важных показателей надежности или, если хотите, устойчивости любого банка являются комиссионные доходы. Это комиссии, которые банк берет за свои операции. Эти доходы в гораздо меньшей степени подвержены экономическим рискам. Растет число клиентов, получающих в банке различные услуги, растут и комиссионные доходы. За минувшие полгода объем комиссионных доходов у нас довольно серьезно вырос. Их сумма за шесть месяцев 2012 года всего лишь на 15% меньше той, что банк заработал за весь 2011-й. Думаю, что результат этого года значительно превысит прошлогоднее достижение.

– Наталия Валентиновна, а насколько успехи ВТБ сопоставимы с достижениями конкурентов. И какое место ярославский филиал занимает среди других региональных подразделений группы ВТБ?

– Конкуренция на рынке банковских услуг действительно высока, и мы боремся буквально за каждого клиента. Многие наши клиенты – и мы об этом знаем – обслуживаются в нескольких банках и имеют возможность сравнивать качество услуг, их стоимость, удобство работы и различные сервисы. Рост наших показателей означает, что банк предлагает условия и сервис, который устраивает наших партнеров. Что касается положения ярославского филиала в региональной сети ВТБ, то по многим ключевым позициям бизнеса мы достигли очень высоких показателей. И наш коллектив очень гордится тем, что мы – одни из лучших.

– В этом году ярославскому филиалу исполнилось десять лет. Вы работаете в банке с самого начала, скажите, что для вас самое главное, чего вы добились за эти десять лет?

– Одним из гарантов успеха является репутация банка, которая складывается из надежности, клиентоориентированности и высоких стандартов. Самое главное наше достижение за 10 лет – это заработанный «кредит доверия» и уважение наших клиентов и партнеров.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем