
Не успели россияне оправиться от двух лет пандемии с закрытыми границами и ограниченными возможностями для путешествий, как это ждет нас снова. Российским авиакомпаниям Европа закрыла небо из-за военных действий, которые развернула страна на территории Украины. В марте национальные авиакомпании отменили международные вылеты до конца месяца. Что будет дальше — неизвестно. Однако понятно, что туристическим компаниям придется туго. Отмены туров чреваты потерей денег. Так, семья из Ярославля лишилась больше 250 тысяч рублей на поездке в Грецию, которая не состоялась. А их история тянется еще со времен пандемии.

Мария и Алексей купили путевку в компании «Музенидис тревел» заранее — в декабре 2019 года, чтобы поехать отдохнуть летом 2020. Девять дней на вилле с бассейном на семерых обошлись в 291 тысячу рублей. В итоге семья осталась без отдыха и денег.
— В обычное время эта вилла стоит миллион. Я насмотрелась фотографий, как там красиво, мечтала о поездке. Мечты рухнули, — рассказывает Мария Башарина. — В 2020 году нас попросили перенести поездку с июня на август. Но в августе ничего не открыли и предложили сделать перенос на 2021 год. Мы хотели было попросить вернуть деньги, но тогда, насколько я понимаю, вышло постановление о поддержке туроператоров. По нему предполагался только перенос поездок.
В 2021 году Греция уже открывалась для туристов, но ярославцам снова не повезло. Они попали в число 25 тысяч клиентов «Музенидис тревел», которые не смогли в полной мере вернуть деньги за неполученный отпуск. Ведущий российский туроператор на греческом направлении разорился осенью 2021 года.
По предварительным данным, туроператор не выполнил обязательства перед 25 тыс. человек. Это туристы, купившие как полные турпакеты, так и отдельно услуги по размещению или авиаперевозке. Задолженность головной греческой компании Mouzenidis Travel перед российскими туристами составляет порядка 23 млн евро (Ассоциация туроператоров).
— Работники ярославского филиала «Музенидис» нам пытались помочь, как могли. «У меня такая травма, что это произошло с моими туристами», — говорила моя подруга, через которую мы покупали поездку. Предлагали оформить тур на маму пенсионерку, потому что ей бы в течение 6 месяцев могли выплатить возврат. Возврат мы получили недавно — 18 тысяч рублей, — подытожила Мария Башарина.
Вариантов вернуть больше у ярославцев нет — обанкротившаяся компания уже никак не сможет возместить средства. Фонд персональной ответственности разорившегося туроператора составлял чуть больше 3 млн рублей к моменту банкротства.
— Одно мне остается непонятным: если мы никуда не ездили, куда делись эти деньги? — риторически вопрошает Мария.