Власти Ярославской области и компания «Мовиста Регионы Ярославль» озвучили новые подробности замены трамвайной инфраструктуры в Ярославле в рамках концессионного соглашения, заключенного в 2022 году. Тему обсудили на заседании комитета региональной думы 14 июня.
Будет 10 этапов
Работы по модернизации трамвайной инфраструктуры на данный момент разделены на 10 этапов. О сроках реализации каждого сообщила первый заместитель министра транспорта Ярославской области Ирина Домнина:
— Первые четыре этапа — это строительство трамвайных путей. Три запланированы к реализации в 2024 году, один — в 2025 году. Пятый этап — это реконструкция трамвайного депо. Шестой этап — строительство диспетчерского центра. Он запланирован до конца 2024 года. Два этапа — строительство системы электроснабжения — они планируются с октября 2024 и до конца 2025 года. И еще два этапа — реконструкция двух путепроводов в 2025 году.
Сроки реконструкции трамвайного депо, про которые не сказала чиновница, уточнил генеральный директор ООО «Мовиста регионы Ярославль» Павел Копырин.
— К работам в депо планируем приступить в сентябре-октябре 2024 года. Сейчас проектируем, зашли в экспертизу с технической частью, — сообщил он.
В этом году также запланировано строительство четырех тяговых подстанций и поставка 26 трамваев. До конца года ООО «Мовиста регионы Ярославль» планирует открыть движение в Дзержинском районе с организацией разворотного кольца у ТРЦ «Рио».
Также прозвучала информация о сроках завершения реконструкции — планируемый изначально финал работ сдвинулся со второго квартала на конец 2025 года.
В чем проблема Пятерки
До конца 2024 года замена путей запланирована в Дзержинском районе. А после, с 1 января 2025 года, подрядчики должны приступить к переукладке рельсов и шпал на Пятерке и в центре. Как оказалось, здесь могут возникнуть определенные сложности.
— Этот этап проектируется. Там есть много нюансов, связанных с археологией, объектами культурного наследия. Большая проблема заключается и в том, что пути на Пятерке идут посередине дороги. Очень сложно будет развернуться в этом проеме, на котором лежат пути. Мы думаем, как это правильно организовать, — рассказал Павел Копырин.
На вопрос депутатов, будут ли там полные перекрытия, глава ООО «Мовиста регионы Ярославль» ответил:
— Я не могу ответить. Большой вклад в решение этого вопроса за городом. Мы будем исходить из того, что нам позволят. На текущий момент решения дорабатываются.
Почему отказались от идеи реверсивного движения
Изначально, когда только был подписан договор концессии, власти говорили, что полностью закрывать движение трамваев не планируют, а организуют реверсивное движение по одному пути, пока второй будет в работе. Однако в итоге от этого отказались. По словам Павла Копырина, это связано с технологией укладки новых рельсов.
— Технологически это сложно. Одна история — когда мы перекладываем рельсошпальную решетку, оставляя всю подушку на месте. Это называется реконструкция. В этом случае никаких проблем не было бы. В нашем случае происходит новое строительство: мы выкапываем котлован, укладываем туда подушку. Технологически сложно выкопать половину котлована, зафиксировать подушку, разрыть рядом с ней впритык второй котлован и удержать то, что уже уложено рядом. Оно может сползти. И это ни к чему хорошему не приведет. Так рисковать смысла нет, — объяснил он.
Что будет с сотрудниками «Яргорэлектротранса»
Директор «Яргорэлектротранса» Денис Пырлог пообещал, что до конца 2024 года сокращений на предприятии не будет.
— Есть понимание, что до следующего года не сокращается ни один сотрудник. По поводу следующего года, так как часть трамваев не будет работать, мы сейчас заблаговременно ведем работу по поиску альтернативных вариантов трудоустройства сотрудников. Набираем группу желающих переобучиться и перейти на троллейбусы и электробусы, — пояснил он.
Напомним, в Ярославле в рамках концессионного соглашения, которое в конце 2022 года правительство Ярославской области заключило с компанией «Мовиста Регионы Ярославль», планируется замена 45,3 километра трамвайных путей, обновление 8 тяговых подстанций, покупка 47 новых трамваев, реконструкция двух путепроводов и трамвайного депо. Срок реализации проекта — до конца 2025 года. Затем в течение 20 лет «Мовиста Регионы Ярославль» сможет пользоваться этим имуществом и получать прибыль от трамвайных перевозок. По истечении указанного срока трамвайное хозяйство обратно перейдет в пользование города или области.
В 2023 году начались работы по замене путей на ветке на улице Блюхера. С 7 июня стартовал ремонт участка от разворотного кольца у больницы № 9 до кольца на улице Волгоградской в Дзержинском районе. С 1 июля работы переместятся на участок от улицы Волгоградской до трамвайного депо. Завершить ремонт в Дзержинском районе должны до конца 2024 года. В этот период продолжит функционировать ветка на Пятерку и в центр. На ремонт она закроется с 1 января 2025 года. В это время собираются открыть движение в Дзержинском районе, построив разворотное кольцо в районе ТЦ «Рио».