Жители Ярославля и области бьют тревогу. На днях стало известно, что власти прекратили работу популярной маршрутки № 107, курсирующей по маршруту Ростов — Ярославль. Давно было известно, что на рынке она работала нелегально. Власти каждый раз отрицали официальное существование вышеупомянутого маршрута.
Люди забеспокоились, когда 28 мая 2024 года маршрутки не вышли на линию.
— Это ужас! Мне на работу теперь не на чем добираться. С утра до вокзала не на чем добраться даже. А тут вышла, 5 минут — и я на Добролюбова, — написала 76.RU жительница Ростова Ольга.
Ветка обсуждений также появилась в местных группах во «ВКонтакте».
— Маршрут пользовался огромным спросом! Оставлять это так нельзя. Давайте вместе подумаем, как исправить ситуацию, — написала Надежда Волкова в группе «Подслушано Ростов Великий [ПРВ]» во «ВКонтакте».
— Очень удобный маршрут. Много людей им пользовались. Жаль, что не будет, — признала Ольга Матвеичева.
— Мы уже написали коллективное письмо в Минтранс Ярославской области. Пишите тоже! — написала Светлана Исакова.
Жители Ростова намерены выбить возвращение маршруток на линию. Однако в компании-перевозчике «Волтакс-Транс», обслуживающем «народный» маршрут № 107, корреспонденту 76.RU пояснили, что шансы на это практически равны нулю.
— Они отменили действие карт маршрутов и свидетельств, в связи с чем управление государственного дорожного надзора приехало и запретило выезд на линию с арестом транспортного средства. Как пояснили в Министерстве транспорта Ярославской области, данный маршрут полностью отменен и возобновлению не подлежит. Компания не может сделать никакой альтернативы, поскольку это всё находится в ведении Министерства транспорта Ярославской области. Это невозможно. Нам пояснили, что писать куда-то бесполезно, что решение Министерства транспорта является ключевым. Они считают, что транспорт здесь не нужен, что транспорта от Ростова до Ярославля хватает для потребностей населения, — рассказал в беседе с 76.RU заместитель директора по эксплуатации компании «Волтакс-Транс» Виталий Смирнов.
Однако Виталий уточнил, что в первый же день невыхода маршрутки на линию остановки и выезд из Ростова заняли бомбилы.
— Нелегальные таксисты сразу этим воспользовались, и на остановках выстроились очереди из частных машин, где, грубо говоря, пассажиры не застрахованы, не имеют никаких гарантий в случае ДТП и так далее. Не дай бог что-то произойдет, — добавил Виталий.
Также представитель «Волтакс-Транса» уточнил, что это единственный маршрут компании, который был отменен Минтрансом.
— Уже была такая ситуация. Но, после того как народ стал всё это поднимать, озвучивать, ситуация менялась и данную маршрутку оставляли. На этот раз, конечно, категорично, — пояснил Виталий Смирнов.
Стоимость проезда на 107-й от Ростова до Ярославля составляла 160 рублей, в то время как стоимость билетов на легальные маршруты, согласно агрегаторам, зачастую близится к 200 рублям. Но самые везучие могут урвать места и по 170, если такой вариант подойдет им по времени.
Что за компания «Волтакс-Транс»?
ООО «Волтакс-Транс» зарегистрировано в поселке Чкалово под Люберцами Московской области с 2003 года. Занимается регулярными перевозками пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении. Согласно данным с сервиса «Контур.Фокус», единственным владельцем фирмы числится Сергей Иванович Соколов — бизнесмен, частично владеющий компанией ООО «ТОМАВТО», зарегистрированной в тех же самых Люберцах. Кстати, бывший мэр Ярославля
Владимир Волков тоже приехал из Люберец, маршруты «Волтакса» появились в городе как раз в те времена, когда он был градоначальником. Выручка фирмы за 2023 год составила 7,3 миллиона рублей, это меньше, чем фирма заработала за 2022 год. Чистая прибыль и того меньше — 11 тысяч рублей.
Как всё начиналось
В 2019 году частная компания «Волтакс-Транс» выиграла закупку и перевозила пассажиров по нескольким маршрутам:
№ 107 Ярославль — Карачиха;
№ 111 Ярославль — Федоровское кладбище;
№ 112 Ярославль — Зелёный квартал;
№ 116 Ярославль-Главный — Зеленый квартал;
№ 141 Ярославль — Игнатовское кладбище.
Правда маршрутки ездили не по своим официально обозначенным направлениям, из-за чего разгорелся целый скандал. По данным ярославского УФАС, перевозчик направил в региональное Министерство транспорта просьбу продлить маршруты, с чем чиновники согласились.
— Участие в конкурсе принял только «Волтакс-Транс», остальные организации не заинтересовались в данных маршрутах ввиду их нерентабельности. После завершения конкурса и победы в нем «Волтакс-Транс» направил в департамент письмо с предложением об изменении межмуниципальных маршрутов: увеличении их протяженности, изменении начальной и (или) конечной точки маршрутов. Департамент согласился с предложенными изменениями. Маршруты стали более привлекательными как для пассажиров, так и для конкурентов перевозчиков, — прокомментировали тогда в УФАС по Ярославской области.
Тогда УФАС обратилось в суд, чтобы признать продление маршрутов недействительным. Ведомство выиграло дело, но маршрутки продолжали ездить. Многие пассажиры даже не догадывались, что пользуются нелегальными услугами. Удлиненные маршруты для людей оказались удобнее.
Чиновники отстаивать позицию пассажиров не стали, встав на сторону антимонопольщиков. Правда, не слишком усердно: власти просто предупреждали, что пользоваться услугами не стоит.
— Использование услуг нелегального перевозчика создает дополнительные риски для безопасности пассажиров, — говорили тогда еще в департаменте транспорта Ярославской области.
Маршрут № 107 тогда стал длиннее на 30 километров. Официально он ездил от Ярославля до Карачихи. Но перевозчик продлил его до Ростова. Водителям 112-го автобуса велено было ездить из «Зеленого квартала» не до автостанции «Заволжье», а до Брагино, а 116-е поехали из «Зеленого квартала» не до Шинного завода, а до центра.
— Наличие необоснованного дублирования пригородных и муниципальных маршрутов мы не поддерживаем, — недовольны и в мэрии Ярославля, ведь перевозчик дублирует не только пригородные маршруты, но и городские, — добавляли в тогда еще дептрансе (ныне Минтранс. — Прим. ред.).
Несмотря на недовольство ярославских чиновников маршрутка № 107 продолжала ездить и даже повышала цены на проезд. Даже этот факт не отталкивал пассажиров — многим так было удобнее. А сам перевозчик объяснял, что стал брать больше денег из-за увеличения затрат.
В октябре 2023 года региональное Министерство транспорта, несмотря на популярность маршрута, продолжало утверждать, что он нелегальный. А «Волтакс-Транс» якобы вообще не работает на территории области.
— В соответствии с реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Ярославской области маршрут № 107, путь следования которого предусмотрен от Ярославля до Ростова, отсутствует. Для возможности совершения поездок из Ярославля в Ростов и обратно реестром предусмотрены межмуниципальные регулярные маршруты № 166, 233, 144, 142. Расписание движения автобусов по межмуниципальным маршрутам размещено на официальном сайте ГБУ ЯО «Яроблтранском». Также информацию можно получить по телефону справочной ГБУ ЯО «Яроблтранском»: (4852) 67-40-80, — заявляли в Министерстве транспорта Ярославской области. — Организация «Волтакс-Транс» не осуществляет перевозки пассажиров по межмуниципальным и муниципальным маршрутам в рамках полномочий министерства.
Мы отправили в Министерство запрос о том, каким образом властям всё же удалось отменить маршрут и был ли он зарегистрирован официально в течение последнего времени.