Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о сдерживании роста стоимости проезда на общественном транспорте. Тем временем транспортники уже жалуются направо и налево, что в последнее время их расходы заметно увеличились, особенно ощутимо подорожали запчасти. Поэтому не исключено, что цены на билеты в автобусах, троллейбусах и трамваях в этом году могут вырасти.
— Сейчас стоимость проезда в общественном транспорте установлена в пределах экономически обоснованного тарифа — 28 рублей, — сообщил начальник управления городского пассажирского транспорта ДГХ мэрии Ярославля Сергей Волканевский. — Планов по изменению стоимости проезда на ближайшее время нет. В этом году, так же как и ранее, предприятия автомобильного транспорта и электротранспорта будут сдавать документы с целью экспертизы и возможного пересмотра экономически обоснованного тарифа.
На сегодняшний день предельный тариф на перевозки пассажиров в Ярославской области установлен такой: 31 рубль 98 копеек — для троллейбусов и трамваев и 28 рублей 95 копеек — для автобусов.
— У каждого перевозчика — своя структура затрат, поэтому нельзя однозначно сказать, сколько должен стоить билет на проезд для полной окупаемости работы, — добавил Сергей Волканевский. — Но себестоимость поездки у крупных перевозчиков (ПАТП-1, «Ярославской АТП» и «Яргорэлектротранс». — Прим. ред.) значительно выше фактической стоимости проезда. Убытки перевозчиков частично компенсируются за счет бюджета через предоставление субсидии на компенсацию затрат.
В Рыбинске проезд в автобусах и троллейбусах стоит 26 рублей, в маршрутках — 29 рублей; в Переславле-Залесском поездка в автобусе в пределах городской черты обойдется в 22 рубля; в Ростове Великом — 20 рублей.
За счет бюджета сейчас приходится не только покрывать эту разницу, но и в целом спасать предприятия от банкротства. Сейчас мэрия планирует выделить дополнительно 100 миллионов рублей для ПАТП-1, а в июне предприятие получит еще 55 миллионов через увеличение уставного капитала. Без этих денег они могут не выжить, так как на сегодняшний день только просроченная задолженность у ПАТП-1 составляет около 150 миллионов рублей. Также в проекте бюджета на 2022 год было заложено около 88 миллионов рублей для «Яргорэлектротранса». И это только на первое полугодие.
— Нужно исходить из того, что полностью покрыть издержки на функционирование общественного транспорта с помощью тарифа невозможно, он должен быть для этого очень высоким, — объяснил урбанист Денис Харитонов. — Поэтому муниципальные власти в любом случае будут вынуждены его дотировать. Вопрос в объеме дотаций. В принципе, так как цена билета давно не повышалась, то индексация тарифа необходима, например, на уровень инфляции за период, прошедший с предыдущей индексации. Если тариф будет слишком низким, то транспорт не сможет функционировать на должном уровне комфорта.
При этом в мэрии понимают, что все расходы на пассажиров вешать нельзя. Люди попросту будут не готовы ездить в общественном транспорте за 100 рублей.
— Вопрос о том, сколько должен стоить проезд, чтобы транспорт не только окупался, но и развивался — неоднозначный, — уверен Сергей Волканевский. — Если завтра поднять стоимость проезда до 70 рублей, то резко снизится пассажиропоток — люди начнут пересаживаться на личные автомобили и такси. А значит, что перевозчики снова будут терпеть убытки. Да и качество услуги должно соответствовать стоимости. В этом вопросе нужен конструктивный и сбалансированный подход.
Напомним, в последний раз цену билетов в городском общественном транспорте поднимали в октябре 2019 года. Стоимость поездки взлетела с 23 до 28 рублей. Вслед за городским транспортом тарифы начали увеличивать и владельцы маршруток.