В Ярославской области детям-сиротам с трудом выдают положенное от государства жилье. Или не выдают вовсе. В очереди на получение квартиры оказались 1534 человека. Большая часть из них — это дети, находящиеся под опекой и из приемных семей. 161 человек — выпускники детских домов и интернатов. Среди этих людей 28-летний ярославец Артем Черемовский, который уже 10 лет пытается получить жилье. Но чиновники всеми правдами и неправдами стараются лишить его права на собственную квартиру. Эта история про настоящую бюрократическую битву.
Сирота с приданым
Отец Артема погиб еще в 2001 году, когда мальчику было всего 7 лет. В 2007 году маму Артема лишили родительских прав, и он попал в детский дом. Через пять лет он выпустился из него во взрослую жизнь. Вернуться в квартиру, где он до этого жил с матерью, он не мог и не хотел. Несмотря на то, что в этой квартире у него есть доля — 13/51 от общей площади 39 квадратных метров. Что составляет 9,9 квадратного метра. И они-то стали для Артема проблемой.
Эта доля находится в 50-метровой трешке в обычной пятиэтажке на проезде Ушакова. Больше 19 лет назад ее переделали в коммунальную квартиру. Получилась официальная коммуналка внутри одной квартиры — об этом даже есть постановление администрации Фрунзенского района. Дальше история этих метров оказалась настолько запутанной, что в ней не могут разобраться до сих пор даже компетентные органы.
У Артема на руках имеются документы, что в 2003 году третью комнату бывший собственник подарил матери Артема Оксане. Она в свою очередь на основе договора дарения передала ее некому Сергею Шаброву в обмен на долю в двухкомнатной квартире на улице Суздальская. По итогу площадь доли в коммуналке на проезде Ушакова у семьи Черемовских составила 39 квадратных метров. Эти-то метры и были поровну разделены между Оксаной, Артемом и его младшим братом. А в 2006 году Шабров обратно дарит матери Артема третью комнату в квартире на проезде Ушакова. По словам Артема, они с братом никакого отношения к этой доле уже не имели (все документы, подтверждающие это, имеются в распоряжении редакции).
Отправили в квартиру погибшей девочки
Выпустившись из детского дома, Артем начал мыкаться по съемному жилью. Спустя три года он узнал, что по закону от государства ему, как выпускнику интерната, положена своя квартира. В 2015 году Артем Черемовский стал заниматься этим вопросом, собрал все необходимые документы. Его поставили в очередь на жилье. В это же время Артем узнал, что ему положена еще и компенсация за аренду квартиры — до 10 тысяч рублей в месяц. В течение следующих четырех лет аренду квартиры ему оплачивали из бюджета области.
— Я всё это время обращался в департамент имущественных и земельных отношений, спрашивал, почему до сих пор мне не выдали ключи от квартиры. Ответ был один: «От нас это не зависит, это застройщик не может вовремя сдать дом». Тогда я решил обратиться с заявлением в суд. Буквально перед первым заседанием мне позвонили из департамента образования Ярославской области и сказали, что освободилась квартира на улице Ранняя. Но там была какая-то мутная, околокриминальная история. В квартире жила девочка-сирота. И спустя некоторое время она погибает на какой-то гулянке в Брагино. То ли она выпрыгнула из окна, то ли ее выкинули. А родственники этой девочки якобы сделали ремонт в этой квартире. Так вот, в департаменте образования Ярославской области мне сказали, что надо с ними как-то договориться и выплатить им сумму, которую они потратили на ремонт. Причем всё это на словах. Я решил отказаться, потому что считаю, что квартира должна быть юридически чистая. Зачем мне это надо, чтобы меня у подъезда поджидали и вымогали какие-то деньги? — рассуждает Артем.
Артем узнал, что по закону он может отказаться от предлагаемой квартиры, но причина должна быть веская, тогда его никто не исключит из очереди на жилье. В официальной версии Артем пояснил, что его учеба и работа находились во Фрунзенском районе. Ездить ежедневно на Резинотехнику было неудобно.
Однако сначала суд встал на сторону департамента образования, решив, что раз Артем сам отказался от квартиры, его нужно исключать из очереди на жилье. Кроме того, ему перестали компенсировать деньги на аренду. Артем обратился в прокуратуру.
— Областная прокуратура выступила в защиту моих интересов. Подали апелляцию, дело рассмотрели, и судья обязал департамент имущественных и земельных отношений предоставить мне жилое помещение. Департамент подал иск в суд с требованием отказать мне в удовлетворении моей просьбы, так как мне уже была предоставлена квартира и я от нее отказался. Суд посчитал, что это не является причиной для исключения меня из списка на квартиру. Решение вступило в законную силу, — рассказывает Артем Черемовский.
«Ты исключен из списка»
Спустя несколько месяцев после этого Артему сообщили радостную новость: для него нашлась квартира в новом доме на улице Институтская в Красноперекопском районе. Артем принес все необходимые документы, в том числе выписки из БТИ и домовой книги о том, что у него есть 9,9 квадратного метра в квартире, где живут мать с братом.
— Я ждал, когда рассмотрят мое заявление. В итоге через два месяца мне позвонили из департамента образования, сказали: «Ты исключен из списка. Мы ничего не знаем, жди официальный документ», и бросили трубку, — рассказывает Артем.
В документе, который прислали Артему, были указаны те самые злополучные метры в коммунальной квартире.
— Они ссылаются на то, что у меня 13/51 в квартире, площадью 50 квадратных метров, и якобы мне положено 12,9 квадрата. Но это не так. Вторая часть квартиры полностью принадлежит матери, я не имею к ней отношения, — настаивает Артем.
В распоряжении редакции имеется два документа: выписка из домовой книги, где указано, что площадь квартиры на проезде Ушакова, в которой прописан Артем, составляет 39 квадратных метров. А вот в выписке из Единого государственного реестра значится, что общая площадь квартиры 50,7 квадратного метра. Артем говорит, что это связано, скорее всего, с тем, что во время всех непонятных манипуляций с квартирой (переделкой в коммуналку, передачи комнат по договору дарения) эти сведения не попадали в государственный реестр недвижимости. И сейчас департамент образования ссылается именно на него, считая, что Артему «положено 12,9 квадратного метра от общей площади 50,7 квадратного метра, что является выше учетной нормы на человека».
— Таким образом, вы утратили право на нахождение в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильем, — ответили Артему в департаменте.
Пока областные чиновники вычеркивали сироту из списков на жилье, в мэрии Ярославля в 2015 году признали, что всё-таки Артем Черемовский не может проживать вместе с матерью в квартире на проезде Ушакова.
Чиновников подозревают в халатности
Получается, против Артема остались только чиновники департамента образования Ярославской области. На его стороне: мэрия, прокуратура, суд и даже Следственный комитет.
В 2021 году Кировский районный суд Ярославля обязал департамент образования предоставить Артему Черемовскому жилье. Чиновники этого не только не сделали, они обратились в областной суд с иском о прекращении своих обязательств перед Артемом. Но и здесь суд оказался против департамента образования.
— Областной суд указал департаменту, что уже есть решение суда, где Черемовский признан нуждающимся. На департамент возложена обязанность предоставить ему жилое помещение, поэтому департамент не имеет права обратиться с иском о прекращении этого обязательства, — прокомментировали эту ситуацию в ярославском областном суде.
Прокуратура также усмотрела нарушения в действиях чиновников.
— Установлено, что исключение Черемовского из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, произведено незаконно. Мы будем добиваться восстановления нарушенных прав, — ответили 76.RU в прокуратуре Ярославской области.
Более того, в региональном управлении Следственного комитета возбудили уголовное дело в отношении департамента имущественных и земельных отношений, усмотрев в их действиях преступление (именно этот департамент занимается непосредственно закупкой квартир для детей-сирот).
— Следственными органами СК России по Ярославской области возбуждено уголовное дело по факту халатных действий должностных лиц департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области. В рамках данного уголовного дела Артем Черемовский признан потерпевшим, его доводы будут учтены, и им будет дана надлежащая оценка, — рассказали в СУ СК РФ по Ярославской области.
Что ответили чиновники
Отдельно хочется отметить то, что департамент образования Ярославской области до последнего тянул с предоставлением информации по этому делу. Более того, департамент нарушил сроки, по которым он, согласно законодательству, обязан предоставить ответ на официальный запрос от СМИ (семь календарных дней). Какие вопросы мы задали:
1. На основании чего Артем Черемовский получил отказ в предоставлении жилья?
2. Сколько квадратных метров в собственности у Артема на самом деле?
3. При вынесении отказа учитывал ли департамент тот факт, что доля находится в квартире, где живет мать, лишенная родительских прав?
Все эти вопросы департамент образования Ярославской области оставил без ответов, сославшись на закон о персональных данных.
— Согласно действующему законодательству для обеспечения жилым помещением детей-сирот должно соблюдаться следующее условие: общая площадь жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы, установленной в соответствующем населенном пункте, — утверждают в департаменте образования Ярославской области.
В Ярославле учетная норма на человека — 12 квадратных метров.
В каком случае сироту могут лишить права получить жилье от государства
Разобраться в этом помогла директор юридической компании «Константа» Юлия Колесникова:
— Выпускник из детского дома или интерната не может претендовать на жилье от государства, если у него в собственности уже есть квартира (например, досталась в наследство) или доля в квартире. Если доля в квартире более учетной нормы на человека, значит он не может претендовать на жилье. Если в этой квартире прописаны родители, лишенные родительских прав, сирота считается не обеспеченным жильем. К таким родителям он не обязан возвращаться. Более того, он не обязан продавать эту долю, чтобы найти возможность съехать от родителей, лишенных родительских прав. Если сирота получает отказ по каким-то основаниям от департамента образования, он может в успешном порядке обжаловать это в суде.
То есть, согласно законодательству, департамент образования Ярославской области обязан предоставить Артему Черемовскому жилье. Вопрос, сколько метров на самом деле принадлежит Артему: 9,9 — что меньше нормы, или 12,9 — что выше нормы, абсолютно не важен.