Проверить правомерность начислений за коммунальные услуги теперь можно по Интернету через онлайн-калькулятор. По замыслу разработчиков, это один из способов сделать процесс начисления средств более прозрачным. Однако ярославцы, проверившие свои платежи, отмечают, что цифры на сайте и в их квитанциях порой разнятся, а схема расчетов сложная.
На сайте Федеральной службы по тарифам РФ появился электронный калькулятор коммунальных платежей. Пока он работает в тестовом режиме. Он позволяет рассчитать стоимость платы за коммунальные услуги с учетом условий проживания, поставщиков, оказывающих коммунальные услуги, установленных тарифов и нормативов потребления. Данные по тарифам предоставили органы исполнительной власти Ярославской области. А к концу года на том же сайте заработает «федеральный коммунальный калькулятор» для проверки счетов за коммунальные услуги. Планируется, что такие меры помогут контролировать управляющую компанию и препятствовать завышению цен на услуги. Люди должны точно понимать, за что они платят немалые деньги.
С января этого года в ярославскую городскую прокуратуру поступило более 300 обращений граждан с жалобами на коммунальные услуги.
«Многие управляющие компании используют средства не для того, для чего они собирались, – передает слова директора департамента ЖКХ и инфраструктуры Ярославской области Евгения Майна ГТРК Ярославия. – Не проводится оплата за ресурсы, не производятся в должном объеме ремонты, оплаченные гражданами».
Разобраться в ситуации должны правоохранители и надзорные органы. Сейчас в областное УМВД переданы 30 обращений от прокуроров. По мнению полицейских, возможно возбуждение уголовных дел. Больше всего нареканий со стороны граждан сегодня поступает от жителей Рыбинска, Переславля, а также Ленинского, Заволжского и Фрунзенского районов Ярославля.
С появлением онлайн-калькулятора жители смогут получить детализированную информацию о платежах за пару минут и сверить результаты с квитанциями. Для этого нужно выбрать свой город, ввести площадь квартиры и число прописанных в ней. Также необходимо указать вид благоустройства вашего дома, выбрать методику расчета (по счетчику или по нормативу), а также компанию-поставщика услуги. Калькулятор сразу выдаст вам результат. Вам останется только сравнить полученные цифры с теми, которые проставлены в квитанции, и в случае несоответствия можете смело жаловаться.
По словам главы Федеральной службы по тарифам Сергея Новикова, которые опубликовали некоторые СМИ, уже появились случаи, когда жители разных регионов сообщали о том, что по итогам проверки их информации сбытовые компании пересчитывали счета и возвращали жителям деньги.
Некоторые ярославцы уже опробовали калькулятор, произвели подсчеты стоимости коммунальных услуг и сравнили получившиеся суммы с теми, что указаны в квитанциях по квартплате.
«Я проверил начисление платы за водоснабжение, – рассказывает ярославец Максим Курбатов. – В целом сумма в квитанции совпала с получившейся по расчетам с помощью калькулятора. Расхождения – меньше рубля. А вот, например, нашего поставщика услуг по газоснабжению на сайте не оказалось. Возможно, из-за тестового режима работы сервиса. Были и другие сложности – некоторые поля мне было тяжело заполнить, потому что я не знаю многих поставщиков и не в курсе, к какому типу относится мой дом. Если ты задашь всего один неправильный параметр – счетчик выдаст неверную сумму».
Ярославцы рассчитывают, что, когда калькулятор начнет работать в нормальном режиме, недочеты будут устранены. Также на сайте не помешала бы подробная инструкция по его применению и информация, где можно получить справку о поставщиках тех или иных услуг.
Также для обеспечения большей прозрачности в том, что касается выставления счетов за услуги ЖКХ, Минрегион РФ сейчас разрабатывает типовую форму расчетного документа за коммунальные услуги. Планируется, что уже через год новая форма должна стать обязательной для всех организаций, которые оказывают услуги ЖКХ населению. В ней граждане увидят четыре блока услуг. В первый будут входить те дополнительные услуги, пользование которыми решили ввести сами жильцы на собрании собственников. Второй блок – стандартные персональные услуги для конкретной квартиры. Третий – услуги, связанные с местами общего пользования. К четвертому блоку относятся прочие услуги (радиоточки, коллективные антенны, кабели). Недобросовестные управляющие компании при новой квитанции будут лишены возможности завышать цены на услуги.