В Ярославле в парке Дружбы началось строительство. И это несмотря на протесты экологов и горожан. Недавно мэр города пообещал разобраться с этой проблемой. В другом многострадальном парке – Бутусовском – стройку временно приостановили.
Над нами действительно нависла угроза лишиться зеленых легких города. В арсенале методов расправы с озелененными территориями Ярославля есть такое средство – «корректировка границ». Юридически ликвидацией не являясь, корректировка по факту оказывается именно такой! Бутусовский парк и парк Дружбы обрезаются нещадно.
Накануне вокруг парка «Дружба» вырос строительный забор. Решение о стройке в зоне ЮНЕСКО было принято мэрией в 2005 году, все необходимые согласования уже пройдены. Сделать уже ничего нельзя, за исключением сохранения обещанных границ стройки. Застройщик соорудит на площади 2243 кв. м культурно-развлекательный центр.
Ярославль стремительно лишается своих парков. Зеленые зоны исчезают и сокращаются, несмотря на протесты. На прошлой неделе, когда в мэрии проходили публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план Ярославля, слушатели затронули вопрос о застройке парков.
«Вопрос о парке «Дружба» на Первомайской – серьезный, – сказал мэр Ярославля Виктор Волончунас. – Недавно выяснилось, что застройщик забрал под строительство на 2,5 сотки больше положенного. Вместе с застройщиками и земельным комитетом разберемся, обещаю. Я лично возьму этот вопрос под свой контроль».
Что касается второго парка со скандальной репутацией – Бутусовского – то его границы, согласно изменениям в Генплане, пообещали юридически защитить. А пока строительство административных зданий с подземными стоянками в Бутусовском парке откладывается на неопределенный срок. Все дело в том, что застройщик – компания «Ярстройсервис» – просрочил заключение договора аренды. В результате департамент имущественных и земельных отношений отменил распоряжение о предоставлении земельного участка застройщику.
«Если сделать краткий обзор охраняемых природных территорий и зеленых зон города, видно, что зеленые зоны города в полузапущенном состоянии, – считает эколог Дмитрий Вахминов. – Скобыкинский, Тверицкий, Ляпинский, парк в поселке Нефтестрой наполовину разрушены. Павловский парк на берегу Волги давно стал местом для шашлыков и большой помойкой».
Чем объясняется столь повышенный интерес к паркам? «Негде строить» – этот аргумент, возможно, убедил бы тех, кто не знает город. Но для жителей Ярославля очевидно, что значительная часть территории города застроена ветхим жильем. Когда нет земли под современные дома, весь мир разбирает устаревшие. Вместе с тем, эксперты уверены, что интересы общества в нормальной экологии и бизнеса в получении прибыли могут совпадать. Но лишь при условии, что бизнес находится в четких рамках, установленных законом, – разрешено все, что не наносит вреда окружающей среде и обществу. Для застройщика, естественно, выгоднее строить на «свободных» территориях в городской черте – в парках и скверах, между имеющимися домами, иначе необходимо платить за расселение (если это застроенные территории), выводить коммуникации (если речь о землях за пределами города). Все это упирается в снижение прибыли, что, вполне понятно, для бизнеса нежелательно. Но разве для жителей потеря зон, где они могли бы дышать свежим воздухом, менее болезненна? Для того чтобы интересы бизнеса не противоречили интересам общества, существует власть.