Президент России Владимир Путин принял решение, что Россия признает ДНР и ЛНР. Соответствующие указы он подписал в торжественной обстановке 21 февраля в присутствии глав самопровозглашенных республик Дениса Пушилина и Леонида Пасечника. Помимо указов руководители РФ, ДНР и ЛНР подписали соглашения о дальнейшей дружбе и сотрудничестве.
В свою очередь президент Украины Владимир Зеленский отреагировал видеообращением, в котором заявил, что признание Россией независимости неподконтрольных Киеву районов Донбасса может означать односторонний выход из Минских соглашений. Он назвал нарушением территориальной целостности Украины последние действия России, за которые Москве придется отвечать. Евросоюз готовит экстренные санкции в отношении России — глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель сообщил, что решения будут приняты сегодня. Также санкциями пригрозили США, Япония и ряд других стран.
Мы поговорили с ярославцами, работающими в разных сферах, и спросили, что они думают по поводу происходящего. Мнения разделились.
Дмитрий Соколов, депутат муниципалитета Ярославля:
— Думаю, что теперь в составе России будут новые территории. Доллар, конечно, полезет вверх и жизнь лучше не станет, но зато расширимся.
Юлия Тарковская, журналист и радиоведущая:
— Если посмотреть на ситуацию без эмоций, то можно сказать: ну признал и признал. И если ограничится только этим, то украинцам ничего не грозит. Возвращать контроль над ДНР и ЛНР никто им не собирался. Что касается санкций, они, конечно же, будут и, конечно же, касаться это будет нас всех. В качестве утешения, вероятно, нас ждут еще многочасовые лекции по истории от президента, в которых он объяснит, почему именно так правильно. И, несмотря на зашкаливающий курс валют сегодня, на панику в соцсетях, на волнения друзей, самое главное, чтобы не было войны.
Дмитрий Быков, инженер и урбанист:
— Признание независимости — это эскалация конфликта на Украине, это серьезный шаг с российской стороны, который грозит нам сильными экономическими последствиями, от них россияне будут только беднеть. Непонятно, почему странные геополитические шаги важнее жизни собственных граждан.
Данила Грибов, политтехнолог и блогер:
— Сейчас США и Россия в своей шахматной партии находятся в цугцванге: Байден должен выбраться, а для этого ему нужно получить Премию мира (Нобелевская премия), чтобы не потерять свои политические рейтинги. Для этого нужна максимальная шумиха вокруг эскалации, напряженность и решение проблемы «седым рыцарем». Позиция России — «вы еще в постель к нам залезьте», даже одна капля воды в переполненный стакан может стать последней, мы дошли до Рубикона. Война не нужна никому. Вообще никому. Но обстоятельства, политика, безопасность...
Максим Диканенко, общественник и блогер:
— Путин проявил христианское милосердие и сострадание, при этом Россия приросла на 2–3 миллиона соплеменников. Донбасс — не иждивенцы, а трудяги и воины. Что касается санкций, которыми нас потчуют уже много лет, то наш простой и трудолюбивый народ выработал иммунитет, и если кто-то ради спасения наших донецких братьев и сестер пересядет с брендового внедорожника на отечественную легковушку или проведет отпуск не на Бали или Мальдивах, а в России, ну или какой-нибудь условный «футболист-хоккеист-режиссер-актер-рэпер-телеведущий» получит от работодателей-спонсоров на миллион-другой меньше обычного, ничего страшного не случится. В конце концов за свою точку зрения и за суверенитет нужно нести ответственность, поэтому лично я готов терпеть лишения. Не в первой, как говорится.
Федор Левченко, программист:
— История не учит ничему власть держащих, были уже Крымская, Русско-Японская, Первая мировая и Афганская войны. В каждую из них ближайшее окружение «правителя» рапортовало о готовности страны и экономики. К сожалению, после этого подчиненные — будь то дворяне, богатые буржуа или «красные директора» — были вынуждены бежать из «столичных гостиных» на пароходы в Крым (что символично) или прозябать на родине, выброшенными на улицу молодыми и более наглыми. Что еще более характерно, протестовала в 1917-м и 1991-м вовсе не большая часть населения, и двигала старую верхушку вовсе не масса рабоче-крестьянского населения, а те самые 10% недовольных. А население кричало «Ура!» и лифчики в воздух бросало, разграбляя «столичные гостиные» и получая доступ к тем же свободам и благам, что и у «красных директоров».
Анна Крайнова, домохозяйка:
— Если Путин решил, что так надо, значит, так надо. Мы здесь не обладаем всей информацией, полная картина есть только у президента. Он поступает так в интересах жителей ДНР и ЛНР, а также в интересах жителей России.
Артем Константинов, продавец-консультант:
— Уже сейчас все ноют, когда смотрят на рост цен и скудный ассортимент товаров в магазинах. Как только новый пакет санкций от разных стран начнет действовать, вы поймете, что сейчас мы еще сладко живем.
Напомним, указы о признании Россией ДНР и ЛНР Владимир Путин подписал 21 февраля после заседания Совета безопасности РФ и обращения к россиянам по ситуации в русско-украинских отношениях. О провозглашении Донецкой и Луганской народных республик на территории Украины стало известно в 2014 году в результате массовых протестов против руководства страны, пришедшего к власти после Евромайдана. С тех пор на этих территориях протекает вооруженный конфликт. Ситуация на Донбассе вновь начала активно обсуждаться на международном уровне с конца прошлого года, когда в зарубежных СМИ стали появляться сообщения о планах вторжения России на Украину. В январе Россия объявила о масштабных военных учениях на границе с Украиной.
В конце прошлой недели началась массовая эвакуация мирного населения в Ростовскую область, откуда позже они отправились по регионам России. Сейчас беженцев ждут и в Ярославской области. Параллельно стали появляться сообщения о взрывах: 18 февраля — в центре Донецка, на следующий день — в Луганске. 21 февраля руководители ДНР и ЛНР обратились к Владимиру Путину с просьбой признать республики, об этом же президента попросили члены Совета безопасности РФ. К вечеру 21 февраля документы были подписаны.